В последний день зимы московский цыганский театр «Ромэн» представил зрителям новую музыкально-театральную программу «Дрома Ромэн».
За названием, звонким, как барабанная дробь, скрывается удивительное по красоте действо: стильное, осмысленное, глубоко концептуальное. Можно сказать, что своей новой работой молодой режиссер Николай Лекарев посягнул на святое и сделал очень современный, немного отстраненный, но все же считываемый ремейк самого знаменитого шоу театра «Мы — цыгане».
Для полного восприятия происходящего неплохо было бы увидеть оба спектакля. «Визитная карточка» театра «Мы — цыгане» идет на сцене уже сорок лет и представляет историю цыганского народа, его происхождение, культурные традиции и даже географические локации. Это великолепное шоу, яркое по цвету, выразительное по звуку, напоминает старинное добротное живописное полотно в стиле реализма 19 века. Рядом с ним, парящее над залом «Дрома ромэн», представляется легкой, написанной летящими взмахами кисти, картиной художника-импрессиониста.
Технически программа собрана из семнадцати музыкальных номеров и на первый взгляд напоминает обычный концерт. Однако, сплошные, без пауз и даже особой возможности аплодисментов переходы от номера к номеру, делают шоу единым, плотным, насыщенным музыкой и виртуозностью исполнения спектаклем. Для внимательного зрителя, готового не только к наслаждению, но и к наблюдению, к работе, тут просто «непаханая целина» интересных сравнений, узнаваний, разгадок.
«Дрома ромэн» переводится, как «Дороги цыган». С первых мгновений действие зовет в дорогу. Мощная, объемная волна звука встряхивает и включает зрительный и ассоциативный ряды.
Музыкальное звучание программы свежо, как ветер с гор. В нем есть балканские мотивы и отсылки к Эмиру Кустурице, прорывается степная ширь и вместе с ней перепасовка к Эмилю Лотяну, шумят молдавские кодры, волнуют душу венгерский чардаш, испанское фламенко, восточные танцы. Некоторые номера перекочевали, обновленные, из шоу «Мы— цыгане». Они, как своеобразные верстовые столбы на пути цыганских кибиток, как метки их остановок и расселения по миру, по местам, где цыгане впечатали навеки рельефный след своей песенной, танцевальной, языковой культуры.
Цыганский кочевой народ и его дороги — единая концепция обоих шоу имеет различную подачу. В программе Николая Лекарева акцент делается не столько на действие, сколько на музыку. Музыкальное выражение мыслей и задумок автора решено выразительно и четко. История народа-скитальца прослеживается в отчаянии и радости, которые переданы динамикой танца, колоритной красотой вокала.
Небольшой оркестр на сцене играет согласно и стройно и состоит из истинных виртуозов. Артур Богданов открывает действие завораживающим вокальным номером «Джилем». Одного только могучего голоса хватило бы актеру, чтобы взять публику в сладкий плен, но Артур еще и искусный перкуссионист, восседающий на электрокахоне и отыгрывающий на нем и тарелке ритмическую основу каждой песни. Ударное мастерство Артур Богданов демонстрирует не только руками, но и ногами: его фламенко впечатляет техникой владения ритмом и телом.
Скрипач Борис Тарасов непринужденно, будто случайно, зашифровывает в своем сольном выступлении с детства всем знакомые мелодии, сплетая их между собой, словно предлагая зрителям самостоятельно решить этот музыкальный ребус. Гитарная группа оркестра (Петр Янышев, Эдуард Домбровский, Жан Соломоденко, Михаил Савельев) играет впечатляюще слаженно и каждый ее музыкант — настоящий бриллиант. Им подвластны народные ритмы и экзотический джаз-мануш, сольное пение и забавные танцы.
Основа программы — выступления солисток театра Каролины Бузылевой, Радмилы Богдановой, Алмазы Плахотной, Анжелы Лекаревой, Веры Квасниковой, Мадины Дубаевой. Невероятное бельканто затопляет зал хрустальным звоном горного ручья, диапазон голосов кажется беспредельным, а пластика танца колдовской.
Музыкально-театральная программа «Дрома ромэн» создана, как цельная, выверенная и продуманная постановка. На зрелищность тут играет все.
Черно-белые костюмы артистов на сцене смотрятся элегантно, стильно и гармонично. Однако и тут не обходится без параллелей с первым шоу, в котором превалирует костюмированность, яркость, знаменитая цыганская цветистость и умение раскрасить жизнь самыми пестрыми сочетаниями красок. В «Дрома ромэн» роль разноцветных лент и платков отдана сценическому заднику. Его гигантское пространство целиком и полностью во власти художников по свету (Анастасия Романцова, Олег Козлов). Ровный пустой экран задника заливается светом софитов, в котором рождаются самые невероятные и глубокие цвета. Неожиданные сочетания черного с зеленым, фиолетового с синим, бежевого со светло-зеленым не только притягивают взгляд, но и ассоциируются с цветами огромных роз на платках, которые обычно держат за спиной цыганские танцовщицы, исполняя знаменитую тряску плечами с прогибом. Подвижные, юркие верхние софиты скользят, пританцовывая, над сценой, оживляя статику сидящих оркестрантов. Внезапные блэкауты позволяют актерам в секунды материализовываться то на одном, то на другом конце сцены, рождая ощущение настоящего волшебства.
В этом шоу все чувствуют себя раскованно и естественно. Актеры выходят к микрофону как-будто не по установленной программой очереди, а произвольно, по внезапному вдохновению, исполняют номер, возвращаются на место. Здесь все демократично, нет солистов и бэк-вокалистов, все участвуют во всем, не задумываясь о статусе. Возможно, именно от этого каждое отдельное выступление становится маленьким триумфом артиста, а все действо, полное веселой энергии, здорово напоминает импровизированный джазовый джем-сейшн. Артисты находятся в постоянном общении с публикой, которая не устает отбивать ладонями ритмы. Хочется улыбаться и подпевать навстречу доброжелательности, невесомой волной льющейся со сцены в зал.
И вот уже, кажется, что в местечко забрел цыганский табор, раскинул шатер на главной площади, собрал вокруг себя притопывающих и прихлопывающих от восторга горожан, а где-то над всеми в небе плывут Марк Шагал с его возлюбленной Беллой.