В декабре 2019 года в Российском молодежном академическом театре (РАМТ) состоялась Лаборатория новых форм, результатом которой стал театральный проект доселе невиданный и неслыханный — аудиоспектакль «Сто».
Название спектакля неслучайно, ведь в этом сезоне все, что творится в РАМТе, посвящено его столетию и двухсотлетнему юбилею здания театра. Необычное аудиозрелище, в котором надо активно передвигаться, смотреть и слушать, удачно объединило в себе оба события.
На этот раз посетителей не приглашают в зрительный зал. Им вручают наушники и дают в молчаливое, внимательное и захватывающее путешествие симпатичного проводника. Таинственная музыка с шорохом старой грампластинки моментально отгораживает от реальности, и театр волшебным образом оживает. Оказывается, внутри театральных стен своей жизнью живут, напитанные веками и историями, предметы и архитектурные элементы интерьера: номерок из гардероба (Нелли Уварова), парадная лестница (з.а. РФ Нина Дворжецкая), зеркало (Рамиля Искандер), окно (Марианна Ильина), люстры в бальном зале (Александра Розовская, Мария Рыщенкова, Людмила Цибульникова), гримерка (Денис Баландин) и даже поворотный круг в трюме (Денис Шведов).
История создания самого знаменитого детского театра причудливо переплетается с жизнью старого московского дома, в котором бывали такие люди и встречи, что лучше увидеть и услышать об этом самостоятельно, чтобы по-настоящему удивиться и восхититься.
Почувствовать себя рядом с великими помогают голоса из прошлого, рассказы тех, кто обожал эти извилистые коридоры, крутые лестницы, тайные комнаты, темный подвал трюма, партер и ложи зала.
Участники событий Наталья Сац (Нелли Уварова), Виктор Розов (н.а. РФ Евгений Редько), Анатолий Эфрос (Максим Керин), Валентина Сперантова (з.а. РФ Татьяна Матюхова), Мария Кнебель (Ирина Низина) вспоминают, спорят, возмущаются, радуются и волнутся. Они по-прежнему живут в этом театре не только на фотографиях, но и в зеркалах своих гримерок, в кулисах сцены и в памяти тех, кто сменил их на сцене и творческой службе.
Контент аудоипостановки (драматург Юлия Поспелова) заманчив и правдив. Тем, кто решил познакомиться с театром изнутри, придется включить фантазию на полную мощь. Только тогда можно увидеть в бинокль бал в хрустальных люстрах или услышать звуки из каморки под лестницей, в которой хранятся зрительские аплодисменты. Если фантазия молчит, то в игру вступают исторические факты, позволяющие заглянуть в правительственную ложу и узнать, с чем пили чай Сталин и Берия, поприсутствовать на самом настоящем худсовете тридцатых годов, забраться в уединенную гримерку Валентины Сперантовой, чтобы порадоваться и погоревать вместе ней.
Театр доверчиво раскрывает все свои тайны до одной. Это такая редкая возможность, что не воспользоваться ею никак нельзя. Когда еще доведется забраться под потолок и замереть в темноте у бесконечных шатких переходов колосников, увидеть сцену с ракурса, обычно самого недоступного — с высоты старинного тяжелого купола. Затем, пройтись узкими театральными коридорами, в которых идет повседневная жизнь: актеры общаются, репетируют, курят, костюмеры гладят платья, гримеры начесывают парики. Спуститься в гигантское подвальное помещение-трюм с поворотным кругом над головой, заставленное загадочными предметами театрального хозяйства. Задуматься над вопросом, что могло находиться во всех этих бесчисленных помещениях, когда в доме еще жил его первый хозяин — генерал-майор Полторацкий?
Создавая свой аудиоспектакль, режиссер Александр Хухлин не пожалел ног экскурсантов. Постановщик предлагает им преодолеть 238 ступеней в немыслимые выси, не раз споткнуться во тьме о пороги и железяки, заставляет одновременно крутить головой, жадно слушать, смотреть глазами и внутренним зрением, много ходить, открыв рот от удивления.
Задействовать все рецепторы восприятия и попасть в сердцевину сказки под названием «театр» — вот, что задумал РАМТ к своей круглой дате. Желанным гостям юбиляр гарантирует абсолютную новизну ощущений и детскую радость открытий.