На Симоновской сцене театра им.Вахтангова режиссер Лейла Абу-аль-Кишек представила спектакль «Обещание на рассвете» по автобиографическому роману Ромена Гари, посвященному подвигу материнской любви.
Эта история о двух близких людях: она – любящая мать – пытается воплотить свои мечты через сына. Он, ведомый ею, ищет свой путь и талант. Она следует своей мечте – сделать из сына великого Человека. Он в какой-то момент начинает воспринимать ее мечты как свои. К сожалению, есть одно «но» – материнская любовь и безоговорочная вера в сына, ведущая его по жизни, делает из Гари успешного, но неуверенного, робкого и совсем неспособного к самостоятельной жизни человека. Должна ли мать так любить своего ребенка, ведя его «за руку» до своих последних дней?
Именно этот вопрос исследует в своей новой работе Лейла Абу-аль-Кишек:
«Художественная автобиография Ромена Гари написана легко, изящно, иронично. Но под этой легкостью скрывается большая боль. Мы искали материал, который прозвучит актуально сегодня, историю человека, который искал себя и боролся со своим одиночеством».
Выпускница режиссерской мастерской Юрия Еремина театрального института им.Щукина уже поставила на Симоновской сцене два биографических спектакля: «Фрида. Жизнь в цвете» и «Нижинский. Гениальный идиот». В отличие от них, «Обещание на рассвете» решен совсем камерно: сценическая версия освобождена от многочисленных второстепенных персонажей и сосредоточена всего на двух главных героях.
Основным сценографическим решением спектакля становятся синие полотна ткани, которые с помощью игры света и тени превращаются и в модный салон, и в самолет, и в отель. Разнообразное музыкальное оформление во главе с «Марсельезой», которая как поезд проносится через весь спектакль, иллюстрирует ситуационные моменты и душевное состояние героев.
Вильно, Москва, Варшава, Париж, Ницца, Лондон… Города мелькают, но одно остается неизменно: Мать везде находит работу и трудится, не покладая рук, чтобы ее мальчик мог спокойно искать свой талант и учиться. Мы наблюдаем за тем, как формируется и меняется молодой человек, ведомый матерью сквозь перипетии судьбы, сквозь войну и города.
Анна Дубровская воплощает на сцене образ матери, которая сделает для сына все: направит, поддержит, спасет. Актриса молодеет и стареет на глазах зрителей: обворожительная и изящная, такая сильная, но такая слабая, эта женщина думает только о своем ненаглядном мальчике. На ее долю выпадают непростые испытания, но переезды и проблемы не способны сломить эту авантюрную героиню. Она ни за что не даст сыну спасовать перед трудностями и будет поддерживать его до последнего.
По словам режиссера, материал для спектакля подбирался конкретно под актера Григория Антипенко, и его Гари – очень ранимый и тонкокожий – рассказывает свою историю как исповедь. Герой проходит трудный путь, и добивается внешнего успеха, вот только обрести душевное равновесие ему так и не удается. Тем не менее, в спектакле много иронии и доброго юмора, которые выступают некоей защитой от боли и страха.
Всегда актуальная тема безграничной и самозабвенной любви матери к сыну показана создателями романтично. Этот глубокий спектакль прежде всего про большую материнскую любовь. Про мать, искренне уверенную в гениальности сына. Такая любовь способна не только вдохновить на подвиги, но и сломать, оставить совершенно неприспособленным к жизни без нее. Обещания, казалось бы, исполнены, но они не принесли ни счастья, ни радости. Без матери все теряет смысл.