Её героини как-то особенно беспокойны, им присуща мимолётность, холодность, зыбкость и сбивчивость ритмов. Фарфоровая хрупкость придаёт внешности кукольности, но это отнюдь не лишает характер глубины. Наоборот! Королева в «Трёх мушкетёрах», Фрекен Бок в «Малыш и К.», Маша в «Трёх сёстрах» и Японка в спектакле «Не горюй, заяц!»… Все они удивляют внутренней зрелостью, вдумчивой наполненностью, несмотря на то, что воплощает их на сцене молодая актриса.
Элен Касьяник – ученица легендарного режиссёра Юрия Погребничко. Сразу после окончания Театрального института им.Щукина, Элен переступила порог Театра «Около дома Станиславского» и вошла в его мир удивительного аскетизма. Именно это, наряду с красотой внешней формы, отличает эстетику Юрия Николаевича. Для Элен, он – «отдельная непостижимая планета». И действительно, феномен Юрия Погребничко и его неповторимой театральной лексики – это загадка для многих последующих поколений.
В своей ученице режиссёр видит лирических героинь, хотя сам отмечает острохарактерность её актёрской природы. Элен тоже признаётся, что чувствует в себе это, несмотря на закрепившееся амплуа «голубых героинь». Приехав в столицу из провинциального Нальчика, Элен Касьяник принялась штурмовать все театральные ВУЗы и не рассматривала никакой другой альтернативы. «Театр или виселица!», ‒ то ли полушутя, то ли серьёзно заявила шестнадцатилетняя Элен родителям. Откуда могла появиться такая уверенность у девочки, воспитанной в семье лингвистов? Элен отвечает на этот вопрос с мягкой, присущей только ей, полупечальной улыбкой: «Наверное, повлияла любовь отца к театру… Он читает в оригинале «Фауста»…».
Первый спектакль, который увидела юная абитуриентка Касьяник в театре «Около» – «Предпоследний концерт Алисы в стране Чудес»: «Я ничего тогда не поняла, но это было ужасно здорово!». Дебютной ролью станет Эля в музыкальной постановке «Старый, забытый… (Поздравления с днём рождения)». Сегодня, в премьерном спектакле «Не горюй, заяц!» Элен играет главную женскую роль. Её Японка передвигается по сцене мелкими шажочками, робко пытается попасть в музыкальный такт, рисуя в воздухе странные фигуры. В пьесе Семёна Злотникова такого персонажа нет, а в списке действующих лиц значится Женщина с белым пуделем. На сцене вместо пуделей – серые потёртые скульптуры. Японка тоненьким голосочком, рассматривая собаку Зайца (Алексей Чернышёв), спрашивает: «Вы назвали его в честь капитана Немо?» В ответ Заяц берёт в руки скульптуру, не замечая торчащей сбоку проволоки, вертит, переставляет её, будто подсознательно пытаясь оживить. Диалог Зайца и Японки строится на метафорических парадоксах: они говорят о питомцах, а на самом деле имеют в виду самих себя. Спектакль только появился на свет, он ещё зреет и растёт. В нём много пространства для фантазий зрителей, которым предстоит поразмыслить над вопросом – возможна ли любовь между Зайцем и Японкой?
Королева в «Трёх мушкетёрах» – любимая роль Элен. Её героиня выделяется на фоне остальных дамских портретов. Юрий Погребничко решает одеть всех актрис в красивые, пышные платья, украсить шеи крупными украшениями. Шурша подолом, придворные кокетки выходят на авансцену и затягивают песню. Интересно рассматривать узоры на их корсетах, любоваться стройной осанкой. Королева «несёт себя» по-особенному: она скупа на жесты, мимика сдержанна, а походка аккуратна. Элен Касьяник интонирует с невероятной гибкостью, она улавливает малейшие эмоциональные вибрации партнёров. Одновременно с этим, умеет демонстрировать и себя, и персонаж. Но главное – актриса способна удерживать форму образа от начала до конца спектакля. И даже когда на сцене Королевы нет, её присутствие ощущается. Ломкость поз, степенная игривость придают нежный оттенок необходимой женственности.
Самой сложной ролью для Элен стала Маша в спектакле «Три сестры». Юрий Погребничко делает акцент именно на этом персонаже. Не случайно ведь она выражает главную черту всех чеховских героев – внутренний бунт против социальных пошлостей, который, увы, обречён на гибель. Маша-Элен взбирается на стол, медленно прохаживается вперед, назад, снова вперед и снова назад… Едва заметно её тело двигается в ритме музыки, но это никогда не перерастёт в полноценный танец. Все страсти перегорают под кожей.
Молодые генеральские дочери в белых длинных платьях с кружевной отделкой выглядят очень элегантно. А вокруг – кирпичная стена, обмотанная тряпками труба и стол без скатерти. Здесь даже чай попить нельзя, его тщетно «воображают». В неуютной котельной рождаются воспоминания трёх сестёр (их в «настоящем» играют Лилия Загорская, Татьяна Лосева и Елена Павлова). Маша Элен Касьяник задаёт основной аккорд настроению: глухой, тоскливый минор. Её полуулыбки отрешённые и простые, как на старинной иконе. Рядом с Машей нелюбимый муж, когда-то казавшийся ей «самым умным». Роль Кулыгина прекрасно разработана Юрием Павловым, сумевшим заурядного учителя гимназии сделать по-чеховски трогательным.
«Тарарабумбия, сижу на тумбе я…», – напевает Чебутыкин (Евгений Цыганов), вяло перебирая ручку потёртого саквояжа. Он единственный, кто преодолевает временной барьер и встречается с сёстрами «в настоящем». Теперь изысканные наряды скрыты под тяжёлыми пальто. Но Маша, как и прежде, пытается попасть в ритм жизнерадостной цыганской песни, и снова ей это не удастся. Она стоит на столе и молчит. На этом длинном помосте пригвождены столярные тиски, в них то книжку запихнут, то облокотятся во время игры в карты… В подобные тиски зажаты сестры Прозоровы. Эти хрупкие создания в плену у прошлого, навсегда и бесповоротно утраченного.
Абсолютно другой предстаёт Элен в спектакле «Малыш и К.», где она играет роль Фрекен Бок. Спектакль поставлен в стиле нуар. Удивительно, как режиссёр Илья Окс рассмотрел в идеальных чертах актрисы, карикатурный образ. У здешней Фрекен Бок смешная чёлка, яркий макияж и нарочитый пиджак, не подходящий ей по размеру. Она выразительно играет руками: то растопырит пальцы веером, то они застынут в странном жесте, будто нажимают аккорд на воображаемой клавиатуре. «Ох, не зли меня, а то я совсем рассержусь! Я и так уже на последнем пределе!», ‒ цедит Фрекен Бок сквозь зубы. Актрисе удалось сделать из отрицательного персонажа довольно романтичный образ, страдающий от непонимания. Вместе с тем, её Фрекен Бок умеет вызвать неподдельную улыбку.
Актёрский диапазон Элен Касьяник гораздо шире лирических героинь и даже карикатурных персонажей. Она умеет отыскать в образе не одну деталь, а множество разных оттенков. И собрав их воедино, отразить, как в зеркале, точный портрет конкретного характера. Наверное, поэтому Королева в «Трёх мушкетёрах» умеет краснеть и, не скрывая своих переживаний, буквально дрожать от страха. А чеховской Маше вовсе не нужно «играть лицом», ей стоит только, прикусив нижнюю губу, бросить пронзительный взгляд на Вершинина. И в этом взгляде будет выражено всё: любовь, боль, печаль, надежда. Сколько красоты в этой Маше, в её тоненькой талии и ясных глазах! Эта красота не только в изящности, она кроется и в женской беззащитности и вместе с тем – силе! Да, все героини Элен Касьяник при внешней робости обладают твёрдым непоколебимым стержнем. Он и помогает им становиться незаменимой частью любого спектакля, проникать в невидимые взору слои метафизических смыслов. Актриса с таким даром, несомненно, сумеет раскрыть в себе множество способностей, никогда не останавливаясь на достигнутом. И живописная внешность, и чёрные, как угольки, глаза, и вздернутый носик ‒ только усилят внутреннее великолепие, увидеть которое способны по-настоящему чувствующие зрители. А их ещё не раз сумеет удивить красивая, чуткая и парадоксальная актриса Элен Касьяник!
Фотограф Анастасия Трошина
Визажист Анастасия Маханькова