«После наркотиков и проституции арт-рынок – самый нерегулируемый в мире», – этой фразой, на первый взгляд, можно изложить главную идею документального блокбастера об утерянном шедевре Леонардо да Винчи Salvator Mundi («Спаситель мира»), премьера которого состоялась в кинотеатре «Октябрь» в рамках фестиваля датского кино Danish Wave и при участии проекта TheatreHD. Однако фильм «Утраченный Леонардо» – это не только история купли-продажи одной картины за огромные деньги, но и история любви к профессии, а также погружение в мир реставраторов, арт-дилеров, арт-аукционов, благодаря которому можно разобраться, как же всё устроено в этой среде.
Фильм датского режиссёра Андреаса Кофода посвящён полотну Salvator Mundi, предположительно написанному Леонардо да Винчи. Картина неожиданно появилось на аукционе в США в начале 2000-х годов и значилась в каталоге как написанная учеником великого мастера. После её покупки арт-дилером картина побывала в руках многих специалистов. В частности, её реставрацией занималась профессор Нью-Йоркского института изобразительных искусств Диана Модестини, для установления авторства работы были приглашены именитые искусствоведы, и многие из них склонялись к версии, что это работа Леонардо да Винчи.
Salvator Mundi демонстрировался в Лондонской национальной галерее и пользовался не меньшим ажиотажем, чем выдающиеся произведения искусства. После триумфальной выставки швейцарский арт-дилер Ив Бувье продал картину бывшему владельцу «Уралкалия» Дмитрию Рыболовлеву, изрядно заработав на сделке, что позже послужило поводом для судебных исков со стороны Рыболовлева. Картина вновь оказалась на аукционе, где её предположительно купил наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман за рекордные 450 миллионов долларов. Местонахождение картины в настоящее время неизвестно. Не появилась она и в Лувре на выставке к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи, хотя её там очень ждали.
Динамичное действие фильма условно поделено на три части. Первая посвящена изучению и реставрации найденного шедевра. Здесь вращаются знатоки и профессионалы, дают пояснения непонятных обывателю причин столь пристального внимания к работе и её предполагаемой ценности. Из второй части фильма можно многое узнать о ценообразовании на рынке искусства, о капиталовложениях и способах ухода от налогов, например, хранении шедевров в специальных фрипортах. Третья часть «Утраченного Леонардо» – история игры, где смешиваются огромные деньги, громкие имена, влиятельные посты и большая политика.
Право голоса в фильме Андреаса Кофода получают самые разные люди: сторонники и противники версии, что на рынке оказался подлинник да Винчи, настоящие арт-дилеры и убеждённые критики арт-аукционов. Создатели картины дают возможность зрителю заглянуть в мастерские, музеи, аукционные дома, демонстрируют, как изящно транспортируют произведения искусства или как фанатично люди жаждут увидеть предположительный подлинник художника эпохи Возрождения. Большое внимание уделено эмоциональному наполнению сюжета: будь то волнение реставратора при работе с уникальным произведением, экстаз зрителя от соприкосновения с искусством, ликование арт-торговца от удачно провёрнутой сделки или негодование искусствоведа от рекламной кампании и излишней шумихи в медиа.
Работа, на которую режиссёр и съёмочная группа потратили три года, приоткрыла внутреннюю кухню арт-рынка и показала, что здесь есть влюблённые в своё дело люди, а есть просто дельцы; здесь бывает опасно, но здесь очень интересно; здесь можно проиграть, но можно крупно выиграть; а картина – это иногда не просто арт-объект.