Кто может лучше рассказать о непростой судьбе артиста театра, как не другой артист? Английский актёр Эдмунд Кин прославился в начале XIX века оригинальной игрой главных героев пьес Уильяма Шекспира. А вне сцены гениальный исполнитель будоражил умы общественности своей разгульной жизнью, которая молниеносно обросла невероятными сплетнями и фантастическими домыслами. Фривольные выходки и нездоровые пристрастия Кина ускорили закат не только его карьеры, но и жизни. Умер он в возрасте сорока пяти лет вскоре после нервного срыва, случившегося прямо во время очередного показа «Отелло».
Неординарная история не могла остаться незамеченной писателями того времени и буквально через пару лет Александр Дюма выпустил весьма вольную пьесу «Кин, или Гений и беспутство», звездой которой стал корифей французского театра Фредерик Леметр.
В XX веке драматическое сочинение о Кине успело стать основой для немого кино, а затем философ и писатель Жан-Поль Сартр превратил его в экзистенциальную комедию. Эдмунда Кина на сцене и на экране в разные десятилетия играли Пьер Брассер и Жан-Поль Бельмондо, Витторио Гасман и Энтони Хопкинс, Дерек Джекоби и Бен Кингсли.
И вот осенью 2021 года в петербургском театре «Буфф» родилась новая версия, казалось бы, уже давно знакомой истории. Комедия получила название «Король vs Король» и сосредоточилась на интригующих взаимоотношениях властелина сцены с будущим повелителем страны Принцем Уэльским.
В роли легендарного лицедея блистает заслуженный артист РФ Евгений Александров, без малого сорок лет посвятивший себя любимому театру и встретивший юбилей в свете софитов на премьере. Его Эдмунд Кин так же безусловно талантлив, как и самолюбив, но эта гордость заслуженная: она подкреплена пониманием и признанием всех своих достоинств и пороков. Возможно, это и притягивает к его персоне внимание не только обычных зрителей, но и самого королевского наследника.
Принц Уэльский увлечен театром, его страсть — перевоплощения и инсценировки, а в особенный восторг он приходит, когда ему удается одурачить окружающих своей игрой. Второе его увлечение — хорошенькие женщины, причем каждая из кандидаток обязательно получает особый веер в подарок. Эдмунд же привлекает его как яркий и обожаемый зрителями представитель театрального искусства. Их странный для высшего общества тандем успешно функционирует, пока между ними не встает Елена — правда, не Троянская, но не менее прекрасная жена датского посла Кефельда.
Графиня явно симпатизирует актеру, снова и снова посещая «Гамлета» с Кином в главной роли, но вслух отрицает любую привязанность и боится разоблачения. А тут еще и сам Принц Уэльский одаривает ее веером, пуская новую волну слухов и делая положение Елены еще более шатким.
Эдмунд Кин в графиню влюблен, тогда как для принца происходящее — больше развлечение, игра, подогреваемая наличием соперника. Параллельно Эдмунд по доброте душевной пытается помочь с выбором жизненного пути юной Анне Демби и выручает из беды сына своего наперсника Вильяма. Вот только сквозь его остроумные идеи и ироничные ремарки все больше проглядывают разочарование пополам с отчаянием. Кин постепенно понимает, что дружбой их отношения с наследником называть не стоило, а борьба за сердце Елены никогда не будет идти на равных.
И как бы ни были смешны шутки и отдельные мизансцены, они лишь подчеркивают серьезность и глубину переживаний главного героя, попавшего меж двух огней: пылающей преданностью сценическому искусству и испепеляющей любовью к замужней графине. Чем ближе к финалу, тем откровеннее становится Эдмунд.
Наверное, в этом и причина его творческого бессмертия: нечто важное для себя в его фигуре находят и артисты, и зрители. Первые через призму его истории осмысляют свою жизнь в профессии. Вторые заглядывают за кулисы, находя более глубокое понимание личности и пути настоящего актёра.