Пластический спектакль, превью к премьере «Мёртвые души» в Театре Романа Виктюка – это оригинальное действо, в котором помимо визуальной иллюстрации скрыт любопытный подтекст. Его можно транслировать по-разному, и наверняка, у каждого зрителя будет своё видение. Однако превью ставит перед всеми главный вопрос – где место классика в современном мире? Вместе с 12 артистами мы отправляемся на поиск ответа.
«Превью “Окей, Гоголь” появился из рассуждений на тему человеческой души, которая может быть разной, в том числе и мёртвой. Что представляет собой «мёртвая душа»?» – признаётся режиссёр-хореограф Анна Закусова. Вместе с художником Василиной Харламовой они помещают актёров в пространство а-ля постсоветского кафе, где собираются гопники послушать местную певицу и опустошить парочку стаканов абсента. Во всяком случае, что-то очень похожее на напиток «зелёной феи». Два столика, покрытые старомодными скатертями, искусственные цветы и золотой дождик на заднике. Гопники в спортивных костюмах adidas пританцовывают под хиты, подходят к микрофону, что-то невпопад говорят, тут же подсмеиваясь друг над другом.
В такую нелицеприятную историю врывается сам Николай Васильевич. Точнее, не врывается… Он неуклюже приоткроет дверь, робко протеснится в попытках занять хоть какое-то место в накуренном «шинке». Классик испуган и потерян. На него не сразу обратят внимание. Затем неожиданно окружат, чем ещё более обескуражат, поднесут микрофон, станут засыпать глупыми вопросами, но ответа услышать не захотят. В этой истории Гоголь безмолвный свидетель, а не соавтор. Он покинет ненавистное общество, чтобы через время снова вернуться. Удастся ли теперь ему занять место в центре или его снова забьют в тёмный угол?
В период репетиций Анна Закусова давала много творческой свободы актёрам, вместе они прорабатывали литературные источники: очерки Василия Розанова, Дэвида Брэдшоу, Сёрена Кьеркегора, сочинения Данте и письма самого Гоголя. Отрывки из их текстов можно услышать в постановке, они как-бы невзначай вклиниваются в поток пластической интермедии. Хотя ритмический рисунок строится мягко и плавнообразно, текстовые наслоения привнесут необходимое оживление.
В спектакле принимают участие Артём Банников, Владимир Белостоцкий, Антон Даниленко, Игорь Тенсин, Михаил Урянский, Валерия Энгельс, Клаудиа Бочар, Дмитрий Кондрашов, Станислав Мотырёв, Мария Матто, Алдар Когаев, Сергей Захарин. Они предоставят зрителю возможность посмотреть на Гоголя не через хрестоматийный портрет Фёдора Моллера, а через личные переживания, эмоции, протесты, принятия и непринятия классических образов в современных реалиях, порой жёстких, грубых и неприглядных. Но это наша история, которую мы в силах изменить.