Бывает, наступает момент, когда оказывается, что человек, долгие годы считавшийся лучшим другом, перестает тебя понимать. Или ты его… или вы оба… Выясняется это в таком пустячном споре, что и сказать неловко. Смешно, право слово… Об этом пьеса французской актрисы, драматурга и сценариста Ясмины Реза – «Арт», об этом – одноименный спектакль в театре «Современник».
Главные герои – Серж, Марк и Иван – давние друзья. Таковыми они и остались бы, но однажды Серж покупает за баснословную сумму произведение современного искусства – абсолютно белое полотно известного художника. С гордостью демонстрируя приобретение, он не предполагает, что друзья не готовы разделить его восторг.
Эта история – как участвующая в ней картина, с одной стороны – простая и понятная, с другой – философское рассуждение о человеческих взаимоотношениях, о понимании и принятии человека, о том, как в течение жизни меняются наши пристрастия, а вместе с ними – наш взгляд на самых близких людей.
Режиссер Юрий Кравец справедливо рассудил, что для спектакля по пьесе, построенной исключительно на характерах и диалогах, не нужно ничего лишнего. На сцене – три стула и мольберт, все внимание зрителя сосредоточено на актерах. А сосредоточиться есть на чем – Андрей Мартынов, Максим Теняков и Анатолий Кормановский играют с явным удовольствием: азартно, эмоционально, смешно.
Их герои, кажется, не схожи ни в чем: разные взгляды, разные стремления, разные вкусы – как они вообще подружились? Тем не менее, много лет друзья как-то уживались, пока обстоятельства не сошлись в одной точке и не прогремел взрыв. А картина в пьесе – всего лишь хороший повод для ссоры, ведь о современном искусстве можно спорить бесконечно.
В этом споре, невольно, зритель принимает чью-то сторону: возомнившего себя ценителем живописи Сержа, упрямого Марка, который считает, что картина не может считаться картиной, если на ней ничего не нарисовано, или мастера дипломатии Ивана, цель которого – не допустить окончательного распада этого трио.
В актерском же трио разногласий нет, оно звучит идеально, в унисон. Образы персонажей артисты собрали из мельчайших деталей и тончайших нюансов, считывать которые – огромное удовольствие. Они так похожи на тех, кого мы знаем, да и на нас самих, если уж быть совершенно честными, что по ходу спектакля так и хочется вступить в дискуссию, тем более, что на Другой сцене «Современника» актеры – на расстоянии вытянутой руки.
Главное – под эту «горячую» руку не попасть, особенно под руку Максиму Тенякову, герою которого достался просто гигантский, истерический и невероятно смешной монолог о подготовке к свадьбе. К Анатолию Кормановскому тоже лучше не соваться: хоть он и похож на настоящий оплот здравомыслия и рациональности, пилюли от нервов, которые его герой заглатывает подозрительно часто, ничего хорошего вступившему в беседу не сулят. Может быть, Андрей Мартынов? Его персонаж выглядит спокойно, умиротворенно и даже одухотворенно. А, нет, вот они, эти искорки в глазах – отблески внутреннего вулкана, который вот-вот проснется.
Вот и остается «бедному» зрителю смотреть со стороны, хохотать от души, вспоминать всех своих знакомых и обещать себе быть внимательнее к близким, слушать их, стараться понять и принять то, что самому тебе не свойственно. Вопрос лишь в том, сдержим ли мы это обещание?