Пьесы классика отечественного юмора, писателя-сатирика Семёна Альтова никогда не были представлены в Москве. 7 июня комедия «Не понравится – уйду!» откроет Альтова-драматурга для столичной публики, и быть может, станет началом возрождения театра миниатюр в новом формате. Во всяком случае, такое предположение выдвигает сам режиссёр спектакля – Андрей Максимков. Он известен прежде всего кинокомедиями: «Подлинная история поручика Ржевского», «У нас все дома», «Восьмое марта», «Вовочка» и др.
Андрей Владимирович умеет рассмотреть в обыденном парадоксальное, а главное – остроумное и курьёзное. Даже о премьерном спектакле у него выходит говорить интригующе, самоиронично, ярко. Ещё бы – комедия-гротеск! В этом жанре важно чувство меры и стиля, умение не запутать зрителя, а завлечь в игру, дав волю фантазии.
О том, что ждать зрителю и к чему готовиться мы поговорили с Андреем Владимировичем, порассуждав также о превратностях человеческих чувств и об умном юморе.
В чём на ваш взгляд кроется самая большая сложность, чтобы вызвать у зрителя смех или хотя бы улыбку?
Это и есть суть нашей работы, особенно в достаточно непростое время, в которое мы живём. Люди всегда смеялись, смеются и будут смеяться над одними и теми же вещами – над узнаваемыми чертами характера, ситуациями, парадоксальным поведением персонажей. В этом смысле мы ничего нового не изобретаем. Сколько тысячелетий существует литература и театр – человек смеялся всегда над самим собой.
Что для вас, как режиссёра, недопустимо в жанре комедии?
Для смеха запретов нет, вопрос только в его качестве и уровне, в подходе и чувстве такта. Более того, чем больше мы будем высмеивать что-то в нашей жизни, тем легче нам будет всё это переживать (смеётся). А пословица «В доме повешенного не говорят о верёвке» – в общем-то вполне исчерпывающе раскрывает смысл допустимого в жанре комедии.
Что возникло раньше в профессиональной судьбе: кино или театр?
Театр, потому что я по образованию своему актёр театра и кино, 12 лет учился и работал в Александринском театре, затем появилось телевидение, эстрада и только потом кино. Поэтому кино у меня совсем не на первом месте.
Есть ли театральные режиссёры, которые определили ваш ориентир в профессии?
Я знаю много абсолютно гениальных режиссёров, которых обожаю, но не могу сказать, что они повлияли как-то… Я нетипичный театральный режиссёр, «пришлый», из артистов.
По-моему, это сегодня очень распространено.
Это всегда практиковалось, безусловно, но режиссура не является моей основной профессией. Я скорее этим занимаюсь в свободное от работы время (смеётся).
Как думаете, существует ли поколенческая разница: чем старше становится человек, тем его больше интересует театр, а молодых всё же манит кино. Или это миф?
Миф. Театр − немного другой уровень развития человека, вот и всё. Надо встать, одеться, пойти, сесть в зал, не отвлекаясь на чашечку кофе или чипсы, посмотреть некое зрелище, подумать об этом в окружении людей, которые на тебя шикают, когда ты разворачиваешь конфеты. В общем это требует неких душевных и культурных затрат, в отличие от кино, которое, безусловно тоже высокое искусство. Но всё-таки кино можно смотреть и дома, на диване или в темном зале, целуясь с соседкой. Поэтому это два разных способа времяпрепровождения.
Когда и как произошло ваше знакомство с Театром Антона Чехова?
На заре существования этого театра, практически с первых спектаклей я знаком с Леонидом Трушкиным. А именно спектакль «Там же, тогда же» с участием Любови Полищук и Константина Райкина [премьера трагифарса по пьесе Бернарда Слейда состоялась 10 апреля 1991 года, − прим. ред.].
Ответственно прийти в роли режиссёра в такой авторский театр?
Ответственно прийти в любой театр. Конечно, это вызов, потому что в Театре Антона Чехова сейчас идут спектакли с потрясающими артистами и этому надо безусловно соответствовать. А что делать? Надо соответствовать, вот и всё. А ещё этот театр, благодаря его директору Ире Григорьевой и её команде, один из лучших негосударственных театров страны, в том числе благодаря своему репертуару. Ответственность кругом.
Как у вас оказалась пьеса Семёна Альтова «Не понравится – уйду!»?
Пьесу принёс сам Семён Альтов и предложил с ней поработать. Я поработал, в том числе и над текстом, потом предложил Театру Антона Чехова поставить её в Москве. Тем более, что пьесы Альтова в Москве никогда не шли, а мне кажется, что его фамилия на афише – это очень привлекательный элемент для зрителя.
В Санкт-Петербурге Альтова-драматурга знают лучше?
Знают чуть-чуть больше. Одна его пьеса шла на сцене театра им. В. Комиссаржевской [премьера спектакля «Скелет в шкафу» состоялась 23 марта 2019 года, − прим. ред.]. Конечно, Альтов больше воспринимается как автор-исполнитель, но главное не это… Главное то, что Семён Теодорович − один из последних носителей умного юмора! Человек, который не изменяет себе в течение десятилетий и до сих пор собирает полные залы зрителей, любящих его ситуационный, умный, добрый юмор. Все эти свойства таланта он сохранил и в драматургии. Интересно посмотреть на это со стороны, через преломления артистов, которые сегодня работают с его текстами. Ведь одно дело авторское исполнение и совершенно другое исполнение драматическими артистами. Мы добавили музыку, зонги и в общем получился своего рода театр миниатюр на новом витке. А ведь именно театром миниатюр занимался Альтов, когда работал с Аркадием Райкиным. Для него он написал тексты его последних спектаклей. Комедия «Не понравится – уйду!» состоит из сцен-миниатюр, связанных одним сюжетом. Мы пытаемся возродить любимый в своё время зрителями жанр театра миниатюр.
«Режиссёр – это характер!» – утверждает мама главного героя в пьесе. Какие черты определяют этот характер?
Режиссёр безусловно должен командовать и не стесняться этого, потому что от него всё зависит. Хотя многие считают, что не они выходят на сцену, поэтому это не так важно, пусть артисты сами отдуваются (смеётся). Но, конечно, на самом деле это не так: если ты берёшь ответственность за постановку спектакля, ты берёшь ответственность за всё. Чувство ответственности – раз, твёрдость и уверенность в том, что делаешь – два, умение настоять на своём решении, и конечно, надо хорошо разбираться в технологических вопросах. Создание спектакля – невероятно коллективный труд! Помимо актёров, режиссёра, тут есть композиторы, художники, балетмейстеры и технические службы, которые ждут от режиссёра команды, что делать. В общем получается для режиссёра важно уметь ответить на извечный вопрос русского человека: «Что делать?»
Вы родились в семье дирижёра, сами пишите музыку. Насколько это вам помогло в работе?
Не могу сказать, что мне это очень помогает. В данном случае мне помогло то, что композитором спектакля «Не понравится – уйду!» стал Сергей Шустицкий, с которым мы много лет знакомы. Он закончил ленинградскую капеллу в своё время, которую мой папы закончил задолго до него [отец – Заслуженный деятель искусств РФ, дирижёр, профессор Владимир Александрович Максимков, − прим. ред.]. Не могу сказать «питерская музыкальная школа», но безусловно симфоническая школа, которая мне понятна и близка. Я очень рад, что Сергей согласился на эту работу. На мой взгляд, он написал несколько блестящих хитов, которые уйдут в народ. В этом у меня нет ни малейших сомнений, потому что это качественно сделанная музыка, блестяще аранжированная и музыкальные темы, которые он придумал, «садятся на ухо». Друзья, которых я мучаю этими песнями, проклинают меня, потому что напевают их с утра до ночи.
Не было соблазна самому написать музыку для спектакля?
Каждый должен заниматься своим делом. Я пишу музыку только в ситуации, когда у меня нет другого выхода.
В премьерном спектакле будут играть артисты, известные зрителям в основном по кинокомедиям. По какому принципу подбирали актёров и что для вас было важно увидеть в них?
Поскольку Театр Антона Чехова негосударственный, он целиком и полностью зависит от того, захотят зрители купить билеты или нет. Конечно, такой театр заинтересован, чтобы на афише были лица актёров, не нуждающихся в представлении широкой публике. Из этого – звёздность артистов для нас была важна, но не только она… Немаловажно попадание в роль, понимание жанра. Отсюда Виктор Логинов, блестящий комедийный артист, которого зрители знают давно, ещё со времён телесериала «Счастливы вместе», великая Ольга Волкова (все понимают высочайший уровень этой актрисы) и Алла Довлатова, перед которой стоит сумасшедший творческий вызов. Ей надо сыграть пять разных женщин в течение одного спектакля, быстро преображаясь и меняя характеры. Это сложная задача, но Алла очень ответственно и творчески репетирует. Посмотрим, что из этого получится, надеюсь, зрителя мы убедим.
События в пьесе разворачиваются в замкнутых помещениях – от квартирных комнат до фотолаборатории. Какую задачу вы поставили перед художником спектакля и какие акценты зрители увидят в визуальном рисунке?
Зритель увидит гигантское количество пространств, поскольку художник этого спектакля Игорь Макаров − совершенно гениальный человек! Помимо того, что он оформил все телевизионные бенефисы, он главный художник «Белого попугая», программы «Вокруг смеха», карикатурист (мы использовали в афише одну из его работ). Перед ним была поставлена задача – создать среду, в которой могут существовать все персонажи. Зрители увидят многое: от маленького пространства фотолаборатории до входа в рай. Никаких ограничений внутри одной комнаты не будет. Это серьёзные, большие, монументальные декорации. Мы в данном случае, как говорится, заморочились.
Что редко бывает в антрепризном театре.
Безусловно, но Театр Антона Чехова не совсем антрепризный. Это серьёзный театр, в котором идут большие спектакли. Вспомните хотя бы «Ужин с дураком», тоже оформленный в масштабных декорациях.
Жанр спектакля − комедия-гротеск. В чём будет выражен гротесковый характер?
Абсолютно во всём! Повторяю, что это театр миниатюр, а он всегда предполагает некое преувеличение, поэтому мы остановились на таком жанре. Гротеск позволяет нам ни в чём себя не ограничивать.
В пьесе Семёна Альтова можно рассмотреть несколько пластов тем, не ограничиваясь лишь взаимоотношениями мужчин и женщин. Как вы для себя определяете центральную идею всей истории?
Поиск любви! Именно это объединяет пьесу Альтова со всей мировой классической литературой.
А может ли человек жить и быть счастливым без любви, без пары, будучи одиноким, но абсолютно самодостаточным?
Хороший вопрос, на который мы тоже ищем ответ. Зрителю предстоит вместе с нами подумать на эту тему.
Как вы лично ответили бы на этот вопрос?
В моей жизни это невозможно. А в жизни многих других людей вполне возможно, они находят для себя вариант, благодаря которому счастливо живут в одиночестве. Или думают, что счастливо…
Когда наступает момент понимания, какой спектакль в итоге получится?
Приблизительно на десятом показе.
Вы больше удовольствия получаете от самого процесса репетиций или всё-таки от результата?
Надеюсь, получить удовольствие от результата, а пока получаю удовольствие от процесса.
Какой из этапов подготовки спектакля вам больше всего нравится и какой самый сложный?
Больше всего мне нравится валяться на диване и сочинять, а самый сложный – это прийти на площадку и уговаривать артистов выучить текст.
Главный герой пьесы находится в поисках идеальной женщины. Как думаете, есть ли черта, которая определяет этот идеал?
Для каждого мужчины это совершенно индивидуально. Не могу давать никаких советов, но прислушиваясь к Михаилу Жванецкому, с которым я согласен во многих вопросах, наличие чувства юмора – это принципиальный момент.
А вот в пьесе немаловажную роль играет тот факт, чтобы женщина умела готовить.
Не абы что, а мамины драники. У Альтова здорово нарисованы разные психологические типажи. В данном случае, умение готовить для героя не принципиально, для него принципиально найти в этих женщинах любимые черты своей мамочки. Он – маменькин сынок, что очень сложно вообразить, если вы представите в этой роли Виктора Логинова.
Да, это непросто.
В этом прелесть актёрской задачи, потому что Виктор абсолютный мачо и в роли маменькиного сынка он выглядит невероятно мило и очень неожиданно для своих поклонников.
Как вам кажется – герой в финале обрёл своё счастье? На протяжении пьесы его очень жаль, беднягу практически силком заставляют жениться, а быть может это совсем ему и не нужно.
Мы решаем, что он находит своё счастье в финале. Мне кажется, что хэппи-энд в данном случае абсолютно необходим.
Как бы вы охарактеризовали спектакль «Не понравится – уйду!» одной фразой?
Неожиданно! Гениальное название «Не понравится – уйду!», поэтому мы не навязываем своё ощущение зрителям, но очень надеемся, что они…
…не уйдут.
Для того, чтобы зритель не ушёл, мы не делаем антракта (смеётся).
Надеюсь, зритель оценит это и не уйдёт раньше времени.
Мы тоже надеемся, что он не уйдёт, а покинет зрительный зал, напевая финальную песенку.
Помните припев?
«Ночами тёмными, путями храбрыми
Спешим за счастьем этим с перьями и жабрами,
А счастье вот оно, а счастье около,
Проходит мимо нас, задев душистым локоном»