В Москве продолжаются Летние балетные сезоны, одной из жемчужин программы этого смотра классической хореографии стал балет «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Дело в том, что эта версия балета не похожа на все другие: прославленные хореографы были знакомы с композитором лично, сопереживали ему, когда в самой известной постановке «Спартака» оригинальная партитура была урезана вдвое, и решили устранить эту несправедливость.
В 2003 году, к 100-летию со дня его рождения Арама Хачатуряна, Наталия Касаткина и Владимир Василёв выпустили новую версию «Спартака», которая почти наполовину состояла из музыки, не использованной прежде. В спектакле полностью переосмыслена концепция: Спартак предстаёт идеалистом, который не просто поднимает на восстание рабов, но и мечтает, чтобы каждый победил раба внутри себя. И горько его разочарование, когда он понимает, что его сподвижники оказываются ничем не лучше своих угнетателей.
Драма, разыгравшаяся в Древнем Риме, показана сцене на фоне масштабных декораций (сценограф – Иосиф Сумбаташвили), которые трансформируются, исходя из обстоятельств. По сути, на сцене полукруг с множеством арок в два яруса, «сообщение» между которыми обеспечивается лесенками-стремянками. Благодаря им удаётся обыграть различные локации (будь то торжественный зал, будь то дорога), заложенные в сюжете.
Бросаются в глаза костюмы героев (художник по костюмам – Елизавета Дворкина): тут можно увидеть и золотые комбинезоны, и стильные откровенные одеяния римских воительниц, и воздушные платьишки юных дев… Отдельная глава – головные уборы, с которыми смело можно фантазировать и самому решать, что ты там видишь. И, конечно, стоит отметить обувь на огромных платформах, которые носят некоторые герои, – смысл этой обуви тоже загадка, над которой зрителю стоит поразмыслить.
Хореография Касаткиной и Василёва старается обличить пороки, в которых погрязла Римская империя: разврат, излишние амбиции, чревоугодие, жестокость, алчность. Здесь каждый порок – это борьба. Здесь никто не свободен, все зависимы не только от внешних угнетателей, но и от собственных страстей. Хореография насыщена эффектными прыжками и впечатляющими батманами, яркими сценами гладиаторских боёв, массовых танцев, героических сражений.
Один в поле воин здесь Спартак (Игорь Цыганков), отчаянный, мечтательный, романтичный. Его вдохновение – его возлюбленная Аврелия (Алиса Воронова), харизматичная, притягательная. Но этого мало в борьбе с суровым и воинственным Крассом (Николай Чевычело), олицетворяющим собой военную машину Рима.