В завершение работы 16 Международной летней театральной школы СТД России по традиции в Театральном центре СТД РФ ВТО «На Страстном» прошли показы итоговых спектаклей. Ежегодная «летняя школа» проводится для молодых профессиональных актёров, желающих расширить рамки своей квалификации, познакомиться с коллегами, узнать о новых тенденциях в театральном искусстве.
14 июля зрителям представили свою «экзаменационную» работу студенты школы из разных городов, которых объединил в труппу режиссёр Александр Кузин. Молодые артисты стали участниками «репетиционного анекдота» по пьесе Ольги Никифоровой «Чёртова дюжина», созданной по рассказам Аркадия Аверченко.
Этот спектакль, вероятно, родился из репетиционных моментов в дни «школы». Так бывает, когда людям хорошо вместе, когда они смотрят в одном направлении, когда «дышат» общим делом. Тогда погружение в стиль времени не требует выразительности в костюмах или сценографии. Важно только искусство перевоплощения, необходима возможность показать себя, что умеешь, чему научился. Такие экзаменационно-репетиционные спектакли всегда очень подвижны: их можно трансформировать, достраивать, подстраивать под других исполнителей.
Актёры на сцене одеты в обезличивающие персонажей чёрные то ли костюмы, то ли трико. Они уселись на стульях, точно собрались на читку пьесы или выслушать ремарки режиссёра. Ведомые созидательной волей постановщика, они по очереди сбиваются в крошечные труппы и начинают существовать в сатирической, тонкой прозе Аркадия Аверченко. В отобранных автором пьесы рассказах сквозит единая тема любования женщиной, её коварством, ветреностью, изменчивой сутью, стремлением к любви.
Между рассказами с номерами-высказываниями на сцену выходит Рок. Как и полагается «игре судьбы», рок многолик, умён, но отчего-то скучен. В этом нет вины исполнителей. Все актёры демонстрируют мастерство и лёгкость, в них кипит энергия творческих штормов, точно молодости хочется крикнуть на весь мир «Я есть!» И каждый имеет право на это бытие. Во всяком случае, свой город или театр не подвёл никто.
Возможно, Аркадий Аверченко, мастер слова и юмора, просто не требует вмешательства с изъяснениями. Он хорош без «гарнира» заумствований, без соединительных дивертисментов. Если у зрителя возникает желание, чтобы артисты поскорее перешли от многословия Рока вновь к маленьким блистательным скетчам сатирика «серебряного века», значит случился некий информационный перегруз в динамике спектакля.
Несомненно, удалась атмосфера литературной изысканности эпохи. В этом заслуга не только писателя, но и актёров, которые не «пережимали» сатирическое начало, оставляя своих героев на вполне житейском уровне, не смешивая «серебряную» эстетику с современностью. Слушать забавную речь мещан-горожан начала прошлого века, наблюдать за их ужимками-подражаниями «высшему свету» и находить этих персонажей в себе самом и в окружающих – в этом особая, тихая прелесть спектакля. Показать то, как это делает молодое, симпатичное театральное «сегодня», презентуя свои умения петь, играть, танцевать, перевоплощаться – в этом задача летней школы.
Аркадий Аверченко, один из бессмертной плеяды «серебряных» насмешников над действительностью, вероятно был бы доволен, как остались довольны и зрители, которые безошибочно угадали лидеров небольшого временного коллектива, задарив их цветами и подарками. Объединяющая и просветительская идея «летней школы» СТД отлично проявила себя в изящном и комичном спектакле, напоминающим, что «жизнь вообще-то, несмотря ни на что, штука весëлая».