18 апреля творческое объединение «Вахтанговский Практикум» представит зрителям новый спектакль – «Хвала котам, или Приношение Почтеннейшей Публике». Постановка основана на пьесе Людвига Тика «Кот в сапогах» и повести Эрнста Т.А. Гофмана «Невероятные страдания директора театра». Оба этих классических текста объединены единой темой – попыткой понять природу творчества.
В спектакле «Хвала котам, или Приношение Почтеннейшей Публике», театр – главное действующее лицо. Отличительная черта пьесы Людвига Тика в том, что в ней как персонажи присутствуют зрители. Актеры играют зрителей, что дает уникальную возможность посмотреть на театр с разных углов зрения. Зритель и актер всегда находятся в диалоге и именно этот диалог театр «Вахтанговский Практикум» и режиссер Ася Князева выносят на первый план.
В преддверии премьеры мы заглянули на репетицию и поговорили с участниками постановки.
Ася Князева (режиссер)
«При выборе материала режиссер отталкивается от того, какие темы его волнуют в данный момент, о чем хотелось бы поговорить со зрителем. Но бывают периоды (культурные и общественные), когда ты не понимаешь, что именно ты хочешь сказать, а зритель – услышать. Театр – своего рода зеркало, в котором мы видим себя и время, в которое живем. Сейчас мы растеряны, не понимаем, куда направить это зеркало, поэтому направляем его внутрь себя, внутрь театра…
Люди театра и сто лет назад, и сегодня думают о своем предназначении, о театре как понятии. Нужен ли он? Каким он должен быть? Театр – утешение или трибуна? В чем наша миссия? Когда эти мысли обостряются донельзя, хочется говорить с самим театром, слушать только его, не пытаясь кому-то что-то доказать. Объединяя тексты Тика и Гоффмана, мы, по сути, об этом и говорим. Есть Поэт, придумавший сказку. Есть зрители, пришедшие на спектакль, которые не понимают для чего нужна эта сказка и нужна ли вообще. И есть актеры, разрывающиеся между желанием играть, понравиться зрителям и донести замысел автора. Каждый из этих людей бьется за то, что считает правильным. Вопрос в том, как в этой борьбе не потерять смысл.
Где она, эта грань? Насколько зритель готов воспринимать то, что он видит? Насколько актер готов донести чистый замысел? По сути, любой спектакль – это тот спектакль, который сформировался в голове у зрителя. Мы все видим по-разному одно и то же: сидя в одном зрительном зале, но будучи разного душевного и интеллектуального уровня, в разном самочувствии, настроении, жизненной ситуации – мы видим разные спектакли. В конце концов, каждый человек выносит из зрительного зала какой-то свой спектакль. Об этом мы и хотим поговорить в шуточной, комедийной форме».
Вероника Фаворская (исполнительница ролей Влюбленной, Принцессы, Кролика)
«Играть зрителей и актеров для нас – очень волнительно. И те, и другие – собирательные образы, взятые не только из литературного материала, но и из самой жизни. Мы, как актеры, смеемся над собой, над актерской профессией, над нашими желаниями и страхами – забавными, нелепыми, тщеславными. Мне кажется, если человек обладает самоиронией, ему будет весело на спектакле. Иногда я думаю о том, что люди, которые редко ходят в театр, понимают его немного по-другому, и к этому мнению стоит прислушаться. Ведь люди театра так долго находятся в контексте, что восприятие меняется, и ты уже просто не можешь посмотреть на то, что делаешь свежим взглядом. Зрители же видят то, чего не увидел ты, и это – повод задуматься. С другой стороны, любое мнение и критика, и зрителя не должно влиять на твою игру, если ты будешь прислушиваться ко всем, то просто не сможешь делать свою работу. В первую очередь ты должен прислушиваться к самому себе и идти по своему пути. Меня так учили: ты не должен хотеть нравиться, потому что это желание убивает театр. И об этом мы тоже говорим в нашем спектакле».
Антон Власов (исполнитель ролей Кота, Отщепенца, Сапожника, Официанта)
«В актерской профессии очень важно уметь наблюдать, и для роли Отщепенца я специально наблюдал за зрителями, в основном, конечно, за недовольными зрителями. Не секрет, что в зрительном зале театра можно и увидеть, и услышать (даже со сцены во время спектакля) очень многое. Бывает, люди встают и начинают пробираться к выходу прямо во время действия, бывает отпускают комментарии, и не шепотом, а во всеуслышание. Вот такие образы и характеры я копил и использовал сейчас в спектакле. Все это мы делаем легко, без обиды, злобы или негатива, мы смеемся вместе со зрителем, а не над ним. Думаю, все понимают, что люди бывают разные, и такие тоже. Что касается роли Кота, то это не менее интересный для меня опыт, ведь это работа с маской, а надевая маску ты будто прогоняешь себя и выпускаешь на сцену кого-то другого. Ты должен отыскать внутри себя и животное, и человеческое, высокое и низкое, и все краски, которые наполняют пространство между. Смену ролей в одном спектакле, прыжки из роли в роль я обожаю. Хоть это и сложно технически (успеть переодеться за 10 секунд), но такой формат спектакля и такой бешеный темп мне очень по душе».
Команда спектакля:
Режиссер и автор инсценировки – Ася Князева
Композитор – Иван Авдеев
Художник по костюму – Екатерина Мирошниченко
Художник по гриму – Виктория Слащилина
В ролях: Иван Авдеев, Антон Власов, Софья Игрушкина, Анна Карабаева, Тома Лаврик, Мария Лисовая, Олег Парменов, Руслан Погодин, Вадим Степанов, Полина Утукина, Вероника Фаворская, Гоша Шимоненко
Фоторепортаж с репетиции спектакля