Мир может бесконечно сходить с ума и переживать большие потрясения, но на их фоне проходят человеческие жизни со своими горестями и радостями, разочарованиями и победами. Абстрагироваться от внешнего и сосредоточиться на внутреннем призывает новый спектакль художественного руководителя Российского академического молодёжного театра (РАМТ) Алексея Бородина «Усадьба Ланиных» по пьесе Бориса Зайцева.
У пьесы короткая сценическая судьба. В 1914 году её взял для режиссёрского дебюта Евгений Вахтангов. И на этом, пожалуй, всё. Хотя пьеса «по-чеховски» передаёт ощущение рушащегося мира и повествует о вечных человеческих драмах и «по-тургеневски» отражает трансформацию характеров за короткий промежуток времени, всего лишь за условный месяц в деревне.
Действие происходит в усадьбе Александра Петровича Ланина, куда на лето съезжается куча народу: разные поколения одной семьи, близкие друзья и просто молодёжь. Одни весело проводят время, у других обнаруживаются проблемы, третьи едва не стреляются на дуэли, а четвёртые обретают свою любовь. Но эта усадьба будто не настоящая. Она оторвана от внешних обстоятельств: почти ничего неизвестно о жизни героев за её пределами и совсем ничего неизвестно о том, что происходит в мире.
К гостеприимному и добродушному хозяину дома Ланину (Андрей Бажин) приезжают его дочери. Младшая – цветущая и практичная Ксения – (Яна Палецкая) собирается замуж за серьёзного студента Евгения (Иван Юров). У старшей – опытной, умеющей воспарить над обстоятельствами Елены (Анна Тараторкина) – беда: её романтичная дочь-подросток Наташа (Анастасия Волынская) влюблена в её мужа, то есть своего отчима, знающего себе цену Николая Николаевича (Денис Баландин).
При этом сама Елена симпатизирует эксцентричному гостю Фортунатову (Максим Керин), женатому на строгой и резковатой Марье (Дарья Рощина), а сердца Наташи добивается нескладный гимназист Коля (Андрей Лаптев). Но внезапно жена Фортунатова уводит у Елены мужа, положив конец всем любовным многоугольникам. За всеми перипетиями смиренно наблюдает интеллигентный друг семьи Тураев (Евгений Редько), давно и преданно влюблённый в Елену.
Художник Максим Обрезков представил усадьбу Ланиних монументальным серым зданием, напоминающим фасад театра. Внутри него и идёт жизнь-игра с пересечением судеб, достойным бразильского сериала. Здание усадьбы является декорацией на протяжении всего спектакля, скрывая от любопытных глаз поворотные моменты действия: вызов на дуэль Колей Николая Николаевича, попытку Наташи утопиться или момент ухода Марьи от мужа.
На виду – долгие разговоры, частые застолья, грациозные танцы, томные вечера и знойные дни. Все погружены только в личное, частное, любовное, заняты вопросом, как жить свою жизнь. Ни слова о политике, ни мысли об общественном. Идеалистично, но не реалистично.