Человек на фоне исторических событий, или история семьи через историю страны. Такой подзаголовок можно подставить к премьерному спектаклю театра МОСТ «Дни Турбиных» в постановке Георгия Долмазяна по одноимённой пьесе Михаила Булгакова. Спектакль отличает концентрация внимания на семейно-родственных отношениях в период исторической турбулентности.
Сюжет пьесы широко известен. Киев объят огнём Гражданской войны, то и дело переходит из рук в руки. Одни бегут с тонущего корабля, другие принимают новую власть, третьи ни за что погибают. В квартире Турбиных волей судеб оказываются и первые, и вторые, и третьи. Там нет правых или не правых, просто люди пытаются пережить сложные времена. И каждый адаптируется к ним по-своему.
Для своего спектакля режиссёр разделил камерный зал театра МОСТ на две части: правый и левый берег, ‒ там располагаются зрительские места. Действие происходит в центре на пустом паркетном помосте, где большую часть времени развиваются события в квартире Турбиных. В этом разделении зала можно усмотреть некоторый символизм: квартира становится границей между противоположностями, и их контакт возможен только внутри неё.
По бокам от паркетного помоста размещены предметы интерьера (художник ‒ Вадим Андреев), типичные для начала XX века, ‒ этажерка с книгами, зеркало, пианино. Через открытые двери, ведущие в театральный буфет просматривается ещё одна локация: буфет превращается в продолжение квартиры Турбиных, например, в кабинет, откуда доносится звук печатаной машинки.
Из скромного реквизита ‒ канделябры, графинчик и рюмки. В действии преобладают чёрный, белый, серый, коричневый цвета. Яркого мало, яркое не к лицу тёмным временам. Офицеры носят опалённые войной шинели, Елена ‒ типичные для моды начала XX века платья.
Вокруг Елены (Вера Семёнова), которую в одном из эпизодов мужчины поднимают и кружат над сценой, вертится и всё действие. На её долю выпадают побег мужа, гибель одного брата, тяжёлое ранение второго, излишнее внимание свалившегося на её голову кузена из Житомира и несвоевременные ухаживания влюблённых в неё мужчин. Её положение отчаянно, принимать решения нужно быстро. Вере Семёновой удаётся передать нервозность и метания этой женщины в тисках обстоятельств и без права на ошибку.
Ведь их достаточно наделали мужчины: бросивший Елену малодушный Тальберг (Владимир Волжин), не сохранивший свою жизнь неистовый белогвардеец Алексей (Александр Хошабаев), благородный и не отступающий от принципов Студзинский (Георгий Трусов). Елена мечтает о спокойной жизни, и на свой страх и риск делает выбор в пользу приспособившихся под новые обстоятельства обаятельного Шервинского (Леонид Семёнов), разочарованного в службе Мышлаевского (Анатолий Сафронихин) и своего случайно искалеченного брата Николая (Артём Верголасов), который принимает начало новой жизни.