Взглянуть на «Московский дворик», заглянуть в «Бабушкин сад», полюбоваться «Заросшим прудом» можно успеть до 16 февраля 2020 года в Новой Третьяковке. Здесь проходит грандиозная выставка Василия Поленова. Она включает более 150 произведений из 14 музейных и 4 частных собраний. Тут и театральные эскизы, и архитектурные проекты, и световой театр-диорама, и архивные документы, фотографии и более 20 живописных и графических произведений поленовских учеников.
Василий Поленов (1844-1927) – мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи. Выпускник юрфака и Академии художеств, он некоторое время провёл в Европе, совершенствуя своё мастерство художника, ходил добровольцем на сербско-турецкий фронт, путешествовал по Ближнему Востоку, не раз бывал в Абрамцево – в подмосковной усадьбе мецената Саввы Мамонтова, дружил с выдающимися современниками, сочинил оперу, водил экскурсии, организовывал театральные кружки. Будучи разносторонним человеком, он пробовал себя в разных направлениях, о чём выставка в Новой Третьяковке и рассказывает.
Попав сюда, зритель первым делом знакомится с главными «хитами», уже упомянутыми широко известными пейзажами Поленова – «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Далее посетителей ждёт раздел, где представлены работы, созданные художником во время заграничной поездки после получения золотой медали Академии художеств.
Здесь, например, можно увидеть первую картину Поленова, купленную Павлом Третьяковым, – «Право господина», полотно на неожиданный для русской живописи сюжет. Дело в том, что во времена рабства в некоторых странах существовало правило, что невеста свою первую брачную ночь должна провести не с женихом, а со своим господином. Поленов и изобразил на картине такого господина, к которому привели девушек-невест на выбор.
В этом же разделе исторические полотна художника «Арест графини д’Этремон» и «Цезарская забава». Первая посвящена травле гугенотов во времена Варфоломеевской ночи в Париже. Вторая изображает молодую девушку, которую ждёт долгая и мучительная смерть от клыков и когтей тигра, запертого с ней в одной клетке, – такие забавы существовали во времена римских патрициев.
Перейдя в центральные залы выставки, можно ознакомиться с восточными пейзажами Поленова, созданными в путешествиях по Ближнему Востоку, а отсюда к евангельским сюжетам художника. Конечно, главная картина здесь – масштабное полотно «Христос и грешница», работе над которой Поленов посвятил около 20 лет: первые эскизы он создал еще в начале 1870-х годов, готовая же картина датирована 1888 годом. Работа находится в собрании Русского музея, а в Москву её привезли впервые за 130 лет. Рядом с ней есть и другие картины из серии «Из жизни Христа», раскрывающие художника в библейском жанре.
В самом дальнем зале выставки размещены работы Поленова, связанные с театром. Художник работал для небольших любительских сцен и мог в одном холсте выразить глубину пространства с пейзажами, архитектурой и обстановкой. Эспонаты знакомят с Поленовым как композитором – автором оперы «Призраки Эллады», премьера которой состоялась в Большом зале Московской консерватории в 1906 году. Кроме музыки, художник создал для постановки декорации, эскизы костюмов и бутафорию.
Сильное впечатление производят эскизы к опере «Алая роза» по сказке Шарля Перро «Красавица и чудовище», которую ставили в Абрамцево. Недалеко от них в выставочном пространстве развешены чертежи Поленова церкви Спаса Нерукотворного Образа, которая была построена также в Абрамцево, – здесь живописец проявил себя как архитектор.
Конечно, Василий Поленов наиболее известен пейзажной живописью, и таких картин в экспозиции достаточно. Представлены и ранние, и поздние работы, и камерные, и панорамные, а природу он рисовал во все времена года. Стоит добавить, что дизайн экспозиции, созданный Алексеем Подкидышевым, воспроизводит очертания окон мастерской Поленова в его усадьбе Борок в Тульской губернии, а посетители выставки ещё могут насладиться театром-диорамой «Путешествие вокруг света» – копией световой постановки, которую художник создал для своих детей.