Спектакль «Саломея», Новая опера. Неистово-прекрасное творение

Тайна любви, тайна смерти, тайна страсти, неистовый гнев и крах целого царства в жёлто-чёрных тонах. В Новой опере в рамках Крещенского фестиваля исполнили оперу Рихарда Штрауса «Саломея» (музыкальный руководитель и дирижёр – Ян Латам-Кёниг, режиссёр – Екатерина Одегова, сценография и костюмы – Этель Иошпа).

фото: Даниил Кочетков

Штраус создал свою «Саломею» по мотивам одноимённой пьесы Оскара Уайльда: автор либретто Хедвиг Лахман фактически перевёл пьесу на немецкий язык. Оперу ждала непростая судьба. Впервые представленная в Дрездене в 1905 году, она не могла быть показана в Англии, где действовал законодательный запрет на постановки с библейскими персонажами. В России в 1920-е годы состоялось две премьеры «Саломеи» (в Ленинграде и Москве). Премьера постановки в Новой опере состоялась в 2015 году, в год 110-летия мировой и 90-летия московской премьер.

фото: Даниил Кочетков

В основе сюжета – библейская история падчерицы царя Ирода Саломеи, обольстившей его своим танцем и потребовавшей в награду голову пророка Иоканаана (Иоанна Крестителя). Согласно либретто оперы, Саломея влюблена в Иоканаана, который не отвечает ей взаимностью. Влюблённый в неё Ирод упрашивает её станцевать для него, Саломея соглашается, а затем требует в награду принести ей на серебряном подносе голову Иоканаана, которую начинает целовать, шокируя всех вокруг.

фото: Даниил Кочетков

Постановка Новой оперы представляет эту историю как трагедию ребёнка с неокрепшей психикой. Влюбившись и не получив взаимности, Саломеей движет жажда мести и желание во чтобы то ни стало получить запретный плод. Давление со стороны Ирода с его животной страстью к молодой девушке даёт ей шанс реализовать задуманное. Мы не видим в действии страстного танца семи покрывал, вместо него буквально сцена бытового изнасилования.

фото: Даниил Кочетков

Раскалённую обстановку на сцене подчёркивают музыка и пение, с помощью них солисты передают характеры своих героев. Саломея предстаёт несчастной, загнанной в угол обстоятельствами, борющейся с ветряными мельницами и не способной по-настоящему познать тайны любви. Иоканаан словно не видит перспектив у этого грешного мира и привержен своим идеалам. Ирод показан как ужасный, вожделеющий старик, а мать Саломеи Иродиада как не имеющая права голоса женщина в своём собственном доме.

фото: Даниил Кочетков

В художественном оформлении спектакля – чёрный и жёлтые цвета. В сценографии много геометрии – покатый пол напоминает треугольники, которые кривыми линиями образуют «провал» в центре сцены (яма, где заточён Иоканаан и куда слуги выбрасывают отходы), также присутствуют полукруг (полукруглый стол на сцене, полукруглый задник). По центру сцены уходят в небо переплетённые корни дерева, напоминающие шикарные волосы главной героини и спутанную шевелюру узника Иоканаана, от которой, кстати, Саломея гибнет в финале, будучи задушена собственной матерью. А костюмы героев – на все времена: так одеваются и сейчас, так одевались век назад.

фото: Даниил Кочетков

Постановка «Саломеи» в Новой опере красива, ужасно-прекрасна, неистово-безумна. Действие, длиною 1 час 50 минут, с первых мгновений уносит зрителей в вихрь человеческих страстей, не предвещая хеппи-энда. Оборот, который принимает история, не оставляет выхода, кроме смерти. 

URL List