Вечер с Рахманиновым. Крещенский фестиваль в Новой Опере

Традиционный Крещенский фестиваль в Новой Опере всегда радует необычной программой и масштабом затрагиваемых тем. В этот раз фестиваль стал отправной точкой в праздновании 150-летия со дня рождения композитора Сергея Рахманинова: его оперы были представлены публике в концертном исполнении. Мы попали на вечер, когда прозвучали «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».

В основе обоих произведений композитора серьёзная литературная основа – одна из «Маленьких трагедий» Александра Пушкина и «Божественная комедия» Данте Алигьери. Оперы были созданы одна за другой (в 1903 и 1904 годах), и впервые их исполнили вместе на сцене Большого театра в 1906 году. Оба произведения отличает лаконичность и глубина. На Крещенском фестивале «Скупого рыцаря» представил дирижёр Новой оперы Евгений Самойлов, а «Франческу да Римини» – дирижёр Приморской сцены Мариинского театра Антон Торбеев.

Сюжет «Скупого рыцаря» прост и понятен, главная тема – соблазн богатства, перед которым трудно устоять, а ещё труднее сохранить человеческое достоинство. Его уже потерял ростовщик, сеющий смуту между отцом и сыном – Бароном и Альбером. Солистам Новой оперы удалось передать интонации тревоги, сомнений, приближающейся опасности, растущей пропасти в отношениях близких людей.

Зловещие мотивы возможной беды, лихорадочные душевные метания, нервные физические движения сквозят в музыке Рахманинова, усиленные сладостно-многообещающим вокалом змея-искусителя ростовщика (Нурлан Бекмухамбетов), мятежным и взволнованным настроем Альбера (Георгий Васильев), отчаянным и разочарованным возгласом Барона (Владимир Байков). О Бароне в исполнении Байкова можно добавить, что в этот вечер на сцене была сыграна полноценная драматическая роль – так эмоционально вжился солист в образ своего героя.

Второе отделение, где исполнялась «Франческа да Римини», исследовало соблазн любви. Сюжет произведения посвящён гибели в аду неверной супруги, и музыкальное наполнение громоздко, красочно, катастрофично. Можно себе буквально рисовать картины ада, понимая, как он глубок, и из него не выбраться. Эпизод греховной любви Франчески (Марина Нерабеева) и Паоло (Хачатур Бадалян) даёт отдохнуть слушателю, погружая в атмосферу тонкого, хрупкого чувства. Лирические мотивы рисуют прекрасное, но кратковременное запретное счастье, за которым, увы, последует расплата.

URL List