В конце прошлого года театр «Школа драматического искусства» представил публике новый спектакль «Макбет». С каждым проходящим днем попасть на этот спектакль становится все сложнее и сложнее, а возраст жаждущих увидеть шекспировские страсти именно в стенах зала «Глобус» колеблется от подросткового до глубоко-пенсионного. Чем же так привлекательна именно эта постановка?
Любой человек, знакомый с мрачной историей кровавого короля, и спектакль представляет себе таким же: тяжеловесным, строгим, изобилующим подробностями родства шотландской знати и их борьбы за власть. От всего этого решил отказаться режиссер Александр Огарев, поставив красивый, яркий, динамичный, в чем-то даже саркастичный спектакль, наполнив его удивительными и неожиданными образами и смыслами.
Но не нужно пугаться, Макбет не играет в компьютерные игры, а его жена не коуч-мотиватор. Легкое и гармоничное приближение к современности выражено разве что в не соответствующих эпохе (но строгих) костюмах (художник по костюмам Мария Лукка), некоторых нюансах и деталях, оживляющих пьесу, но не вызывающих острого чувства противоречия.
Один из таких нюансов – история Гекаты и трех ведьм, выделенная в отдельную сюжетную линию. Уродливые старухи, которым Шекспир даже не счел нужным дать имена, в спектакле преображаются в очаровательных юных ведьм с трагическим прошлым. Офелия (Александра Лахтюхова) с размытым макияжем, Джульетта (Мария Киселева) с торчащим из груди кинжалом и Дездемона (Ольга Бондарева) с обмотанным вокруг шеи платком, восстают из своих могил, чтобы начать обучение в «школе волшебства и магии» под чутким руководством трехглазой богини Гекаты (Александрина Мерецкая). Как любые школяры, они не всегда внимательны и любят похулиганить, пока учитель не видит. Но Геката строга, ведь тема урока чрезвычайно серьезная – «Власть и ее влияние». Предметом изучения становится не столько Макбет, сколько общая характеристика людей, облеченных властью.
Этих людей режиссер рисует во всей «красе». Добрый король Дункан (Андрей Хоренко), коварно убитый злодеем Макбетом, мало соответствует образу славного правителя. Жеманный, надменный и избалованный, одетый в белый фрак «с кровавым подбоем», Дункан как будто несет над головой неоновую вывеску с надписью «вседозволенность», и походя берет то, что плохо лежит, в том числе и Леди Макбет. Поэтому его убийство выглядит вполне закономерно, а Макбету можно даже слегка посочувствовать, хотя причиной его поступка вряд ли была поруганная честь жены.
К слову, поруганная честь не сильно беспокоит и саму Леди Макбет (Алина Чернобровкина). Все ее сознание заполнено единственным желанием стать первой леди королевства. И вот тут возникает вопрос «а был ли мальчик». Стал бы Макбет затевать всю эту заварушку, если бы его ежеминутно не пилила «добрая» жена? А пилить было чем, в качестве орудия убийства она предлагает Макбету бензопилу. Но что-то пошло не так, она не все продумала и, в итоге, предпочла смерть. Вряд ли от раскаяния, скорее от злости на провал своего плана. Стоит отметить, что сцена смерти Леди Макбет в спектакле невероятно красива и так же невероятно страшна. Обезумевшая красавица пытается взлететь, но нет, ей совсем не на небеса. Ее заберет Геката, заберет туда, где света не будет.
Макбета ее смерть не огорчила, а взбесила несвоевременностью, что еще раз подчеркнуло, что на пути к вожделенной мечте нет ни любви, ни сострадания, а только цель. Илья Козин играет человека, не принадлежащего к какой-то определенной эпохе. Играет максимально экспрессивно, с какой-то веселой яростью, даже будучи связанным длинными рукавами смирительной рубашки. Его Макбет не безумен, скорее одержим идеей безграничной власти. Он жаждет ее как женщину, и эта страсть жжет его изнутри. Как бы ни был он преступен и аморален, эта «одна, но пламенная страсть» все же вызывает уважение, особенно на фоне остальных представителей шотландской знати.
«Прогнило что-то в Датском (шотландском) королевстве». Сын убиенного Дункана Малкольм (Дмитрий Репин), призванный, по сути, олицетворять победу добра над злом и надежду на светлое будущее – порочное дитя в надувной короне, с наслаждением перечисляющее свои недостатки. Вместо державы и скипетра в его руках микрофон и отрезанная голова Макбета. «Мажору» дали власть, веселенькое грядет правление, не иначе.
Макдаф (Александр Хотенов), гордый борец за справедливость, тоже показан этаким подобострастным и трусоватым тюфяком, вступившим в бой исключительно под натиском общественности, а не по собственной воле. А глядя на оставленную на растерзание Леди Макдаф (Ольга Малинина) понимаешь, что и женился он так же, по обстоятельствам.
Вот и получается, что положительных персонажей в спектакле нет, в политических игрищах не место морали и нравственности. Один тиран сменяет другого, а за места у трона бьется клубок скользких и холодных пресмыкающихся. Возникает вопрос: какими же качествами должен обладать (и какими не должен) человек, устремляющийся во власть? Как этот человек развивает в себе жестокость и чем он вытравливает то светлое, что было заложено в детстве?
Условно-положительной здесь можно считать только Гекату – беспристрастного наблюдателя и сурового судью. С печальной иронией глядя на происходящее, она, кажется, даже жалеет этих глупых людей.
Кроме ярких актерских работ и интересных режиссерских решений, особо стоит отметить сценографию спектакля. Художник-постановщик Александр Мохов задействовал все уровни «Глобуса», от нижнего «царства ведьм» и до самого верхнего пристанища поющих духов, выбрав зловещую красно-черно-белую цветовую гамму, дополненную мастерской игрой света (художник по свету Тарас Михалевский). Благодаря этой художественной работе в спектакле есть абсолютно гипнотические сцены – танец четы Макбет, сумасшествие Леди Макбет и финальный поединок Макбета и Макдафа (хореограф Юрий Чулков).
Звуковая партитура спектакля состоит, наверное, из всего, что только можно себе представить. Здесь и известные произведения, и композиции, написанные специально для спектакля Александром Дроновым, и грохот боевых орудий, и визг бензопилы. Жанры исполнения варьируются от хорового пения до кабаре и рэпа, а оркестр представлен как фортепьяно и контрабасом, так и экзотическим хангом, из которого Любовь Соколова извлекает поистине прекрасные и в чем-то потусторонние мелодии.
Ожидание мрачного, нудного и нравоучительного спектакля, к счастью, не оправдалось. Без потери смысла Александру Огареву удалось создать яркую, визуально красивую, динамичную, и при этом умную и интересную постановку с блестящими актерскими работами.