Возможно ли сохранить любовь после 20 лет брака? Могут ли отношения между супругами всегда быть безоблачными? Что должно произойти в семье, чтобы один из супругов решился на преступление? Можно ли простить покушение на убийство? Поразмыслить над этими вопросами приглашает режиссёр Анастасия Бужинская в своём спектакле «Маленькие супружеские преступления». В его основе одноимённая пьеса французского драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта. Спектакль играют на разных площадках Москвы, в том числе и в нетеатральных пространствах, например, в книжном магазине «Гиперион».
Действие переносит нас в дом супругов Лизы и Жиля, которые только что вернулись из больницы. У Жиля частичная амнезия: он не узнаёт людей и не помнит фактов своей биографии. Лиза пытается вернуть мужа к жизни и убедить, что он дома и в безопасности, что он – успешный писатель и художник-любитель, что у них счастливый 20-летний брак. Однако постепенно становится понятно, что не так уж всё благополучно в этом доме. Лиза страдает алкоголизмом и имеет множество претензий к мужу, а Жиль многое замечал, но ничего не делал, и память он не терял, а притворялся, чтобы вывести супругу на чистую воду. Ведь в больнице он очутился благодаря ей! А ещё Жиль написал роман «Маленькие супружеские преступления», сюжет которого драматически перешёл в его собственную жизнь.
Роли в этой семейной драме исполняют актриса София Звездай и заслуженный артист РФ Григорий Каганович. Им мастерски удаётся передать разные эмоциональные состояния супругов – от любви до ненависти. В первые минуты спектакля мы видим потерянного и удручённого писателя и женщину, будто решившую начать жизнь с чистого листа. Постепенно перед нами предстают ловкая интриганка и бесстрашный разоблачитель, растерянная лгунья и обманутый простак, хладнокровная преступница и беспомощный потерпевший, несчастная и ревнивая жена и слепой эгоист. То и дело между ними проскальзывает взаимная страсть, которая утопает в море неоправдавшихся надежд, глубоких обид и не утихшей боли. Однако они решаются дать своему браку ещё один шанс.
Книжный магазин «Гиперион» – идеальная декорация для этого спектакля. Пространство торгового зала, снизу до верху заполненное книгами, как нельзя лучше передаёт обстановку жилья успешного писателя и разносторонне развитого человека. Небольшая стремянка условно разделяет пространство в доме Жиля и Лизы и используется режиссёром, чтобы передать накал страстей: взбираясь на неё, герои совершают самые откровенные признания. Музыка Мендельсона, песни Жака Бреля и Патрисии Каас дополняют переменчивую погоду в этом французском доме, нашептывающую мысли для размышления и русскому зрителю.