В Москве завершился международный театральный фестиваль моноспектаклей SOLO. Впечатления

Моноспектакль – самый трудный жанр на театральной сцене. Ответственный и волнительный. Это сольная партия, когда актёр один на один с автором, героями, зрителями. Игра, в которой не спрячешься за коллег, никто не «подкинет» забытый текст, не выручит из затруднения. Минимум декораций, максимум обнажения актёрской сути, мастерства, ремесла в сочетании с одухотворением переживаний.

Соло – это, когда ты один, а зрителей много. Это смелость предстать перед «тысячей биноклей на оси». Возможность выйти из тени и показать себя миру. Шанс исполнить мечту.

В пятнадцатый раз Международный фестиваль моноспектаклей «SOLO» прошёл в Театральном центре «На Страстном». 10 спектаклей большой формы и 7 камерных в разнообразии жанров от документалистики и автофикшн-проектов до интерпретаций классики представили артисты из 12 городов России, Армении и Абхазии.

Наши корреспонденты делятся с вами впечатлениями от спектаклей, на которые пал их выбор.

Спектакль «В лучах». Государственный русский театр драмы им. Ф.А. Искандера, Абхазия

«В лучах». Государственный русский театр драмы им. Ф.А. Искандера, Абхазия.

Режиссёр – Антон Корнилов, исполнитель – Ирина Делба.

Хрупкая и трепетная абхазская актриса Ирина Делба в одиночку выносит на своих плечах сложнейший материал – биографический и научный. Рассказ о женщине-гении Марии Склодовской-Кюри она ведёт от обыденных фактов не всегда счастливого детства до яростного противостояния судьбе, общественным устоям, божественной вере. Всё нарастающей энергией исполнения актриса раскаляет зал до голубоватого свечения радиолюминисценции и словно сама сгорает в этих лучах. Сознание зрителя возмущается несправедливостью мира и восхищается силой духа маленькой женщины, которая из серой мышки в начале спектакля в финале превращается в красавицу, знающую цену себе и своим достижениям.

Спектакль «Спектакля нет…». Проект Ивана Дергачëва, Москва

«Спектакля нет…». Проект Ивана Дергачëва, Москва.

Режиссёр и исполнитель – Иван Дергачëв.

Спектакль…. или нет?  Навеянная современным видом искусства «stand up», иногда ностальгически напоминающая любимый детский «Ералаш», тщательно подготовленная, мастерски и вдохновенно воплощëнная импровизация. Автор и исполнитель Иван Дергачëв не ищет сложных путей, а берётся за ласковые, тëплые и всегда беспроигрышные воспоминания из собственного детства. Получается история о стране, о взрослении мальчишки, о мечте, становлении художника и немного о любви. К родителям и к женщине. К театру и к жизни.

Спектакль «Как я пришла в сознание». Театр «Практика», Москва

Спектакль «Как я пришла в сознание». Театр «Практика», Москва.

Режиссеры – Глеб Черепанов, Елена Оленина, Дина Корзун, исполнитель – Дина Корзун

Дина Корзун ищет себя в мире театра, духовности и материальности, держит весь зрительный зал в состоянии напряжения. Среди декораций-символов, всплывающих в рассказе актрисы мы узнаем её тернистый путь: сначала маленькой девочки, ищущей внимания людей вокруг, после – студентки театрального института, и в конце концов известной актрисы, исполнившей роль Яи в картине Валерия Тодоровского «Страна глухих», ту самую роль, которая вместе с узнаваемостью принесла ей и немало горестей.
Любой человек ищет свое место в этой большой вселенной, поэтому путь, который все проходят вместе с актрисой откликается и заставляет задуматься, а на своем ли я месте, пришел ли я в сознание?

Спектакль «Один фунт сердца». Ванадзорский государственный драматический театр имени Ованеса Абеляна (Армения)

«Один фунт сердца». Ванадзорский государственный драматический театр имени Ованеса Абеляна (Армения)

Режиссер – Ваге Шахвердян, исполнитель – Арамаис Саркисян

Спектакль поставлен по пьесе драматурга Самвела Халатяна, вдохновленной знаменитой комедией Уильяма Шекспира «Венецианский купец». В этом произведении акцент смещается с денег на национальную гордость, драматург исследует, как стремление Шейлока к мести обусловлено желанием восстановить свое достоинство, а не простой денежной выгодой. На сцене актер Арамаис Саркисян рассказывает свою историю, взвешивая на древних весах не столько материальное, сколько духовное, побуждая зрителей по-новому взглянуть на одного из самых противоречивых персонажей Шекспира.

Спектакль «Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупе». Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева

«Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупе». Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева

Автор и режиссёр – Алексей Егоров, исполнитель – Егор Паншин

Школьная доска, множество формул, горящие глаза увлечённого физикой молодого человека, перспективы большого будущего, но внезапный недуг того гляди всё перечеркнёт и оставит героя на обочине жизни… Егор Паншин и управляемый им маленький деревянный человечек легко и занимательно рассказывают сложную судьбу всемирно известного учёного, доказавшего, что невозможное возможно, а жизнь стоит того, чтобы её прожить. Оксфорд, космос, чёрные дыры, многомиллионные книжные тиражи, широко известные интервью пролетают на глазах зрителя менее чем за час, но вдохновляют надолго.

Спектакль «Москва – Петушки». Калужский областной драматический театр

«Москва – Петушки». Калужский областной драматический театр

Режиссёр – Сергей Вихрев, исполнитель – Андрей Соловьёв

То ли поездка в подмосковной электричке, то ли прожитая жизнь, то ли алкогольный туман, то ли глубокий анализ человеческого бытия, то ли случайные собутыльники, то ли реальные исторические персонажи… Венечка Ерофеев в исполнении Андрея Соловьёва пытается объять необъятное в забавной форме дискутируя с самим собой на тему вечного и быстротечного, добра и зла, реального и химерического. Его рассказ – просто и весело изложенная история цивилизации, которая постоянно находится на грани погибели, погрязая в распрях, войнах, грехах.

URL List