МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-ШКОЛА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ТЕРРИТОРИЯ»

ГИД ПО ФЕСТИВАЛЮ-2021
Территория.Kids
СТАТЬИ О ФЕСТИВАЛЕ 2021

Торжество

Сначала были джунгли, и мир существовал в движении. Потом вокруг дерева появилась хижина — и мир отразился в музыке и поэзии. А через много веков человек обнаружил, что живет в коробке, и стал искать, как вернуться к природе, не теряя тепла и света. Может быть, нашел, а может, театр — как всегда — пробует построить идеальное будущее. Посмотреть на «Торжество» встречи природы и человека можно на сцене Центра им. Мейерхольда, а если рискнуть нарушить вертикаль — получится разглядеть послания большого вышитого тигра над головой.

Изменчивая сила любви

Пластический спектакль Яна Фабра — иллюстрированный словарь терминов, относящихся к гендеру и сексуальности, но словарь не толковый, а, скорее, орфографический. Художник через десятерых перформеров документирует окружающую повестку и сопровождает ее риторикой манифеста. Он декларирует разнообразие, но по факту предлагает унификацию. Ни любви, ни изменчивости — из названия подтверждается разве что сила художественного высказывания, да и она концентрируется в шутовском колпаке.

4elovekvmaske

Кто он — человек, перебегающий ж/д-пути в незаметной куртке The North Face и с удобной сумкой Eastpack? Тот, благодаря кому можно выглянуть в окно электрички и вместо серого забора увидеть работу художника, а в облагороженной Москве найти кусочек питерской свободы. Никита GASP, актер и граффитчик, появляется из ниоткуда и исчезает в никуда, но за два часа прогулки с ним успеваешь узнать о культуре свободных художников, забраться в неочевидные места наверху серой ветки метро, немножко похулиганить и почувствовать, что город у тебя под подошвой.

Комитет грустящего божества

Драматургия фона, лирика ожидания. Что делать, когда ничего не происходит? Стоять. Сидеть. Молчать. Ждать. Возможно, размышлять, но это не точно. Божество грустит, что мы все время куда-то бежим и не замечаем ни внутреннего, ни внешнего. Божество учредило комитет, чтобы вывернуть мир наизнанку и сделать бедное, трудное, неприкаянное существование поэзией. Мы смотрим в лицо этому божеству каждый день, но встретимся с ним, увеличенным и разбухшим, в спектакле театра post — если, конечно, рискнем оторваться от привычки и посмотреть прямо на него.

Юдифь

Можно ли понять войну, прочитав или услышав о ней? Наверное, не до конца. Зато точно можно почувствовать оцепенение женщины, совершившей самый ужасный в жизни выбор в связи с этой самой войной. В спектакле Бориса Павловича по пьесе Клима актриса и музыкант Катерина Таран рассказывает историю из библейских апокрифов: как еврейка Юдифь спасла свой город от захватчиков-ассирийцев, отрезав голову военачальнику Олоферну. Спектакль смешивает русский и украинский языки, электронную и аналоговую музыку, диссоциирует звук и текст. Зато Катя и ее героиня объединяются в потере самих себя.

Sveiki sulaukę

«Привет дождавшимся» — моноспектакль Ингеборги Дапкунайте в диалоге с режиссером Саввой Савельевым. Это встреча с личной и коллективной памятью, когда через историю конкретного человека и его рода проявляется целая эпоха. Ингеборга — в семье ее звали Гага — рассказывает о первых коньках и танках у телебашни, о заграничных босоножках и предупреждающей лампе на окне, о любимой бабушке и папе-дипломате, который отчего-то выл по ночам, а еще о Рождестве — празднике, прошедшем через всю жизнь, несмотря на трудности и запреты.

Shoot/Get treasure/Repeat

Демократия на военных нашивках, насилие как изнанка безопасности, высокие идеи о свободе вместо реального, материального хлеба — об этом хлесткий цикл пьес британского драматурга Марка Равенхилла. Режиссер Алексей Мартынов вместе с актерами и актрисами Мастерской Брусникина воплотили на сцене шесть злых историй о мире, в котором не очень хочется жить, но наверняка придется, если война останется приоритетным способом решения проблем человечества.

Триптих

Вы когда-нибудь видели пластический спектакль в жанре мистического хоррора, переходящего в апокалипсис? Именно таков «Триптих» бельгийской театральной компании Peeping Tom. Как ни следи за переменой декораций, вплетенной в тело спектакля, в какой-то момент отвлечешься, моргнешь — и актеры внезапно исчезнут, телепортируются, у них появятся дополнительные руки и ноги, а окна обрастут сплошными стенами. Хореография же переводит чудеса сценографии в разряд сверхъестественного: невозможно поверить, что человек в принципе способен двигаться так.

Китаянки

Опера — не элитарное и тяжеловесное искусство, а изящное развлечение! Доказывает это театр «Трикстер», полностью оправдывая свое название. Он придает камерной опере Кристофа Виллибальда Глюка футуристические черты, перенося героев в мир будущего с реалистичной досуговой гейм-матрицей. В жизни нам пока такие технологии недоступны, но на выставке «Театрократия» в музее «Царицыно», специально для которой и создавался современный вариант камерной оперы, с ними вполне можно встретиться.