Спектакль «Инспектор пришёл», Театр им. А.С. Пушкина. Атмосфера чопорности

Спектакль в стиле «ретро», классический английский детектив, чопорность Англии и атмосфера начала XX века. В театре им. А.С. Пушкина сыграли премьеру «Инспектор пришёл» по одноимённой пьесе Джона Пристли. Работа стала режиссёрским дебютом актёра Олега Пышненко и попала сразу на основную сцену.

Фото: Татьяна Мордвинова

Действие происходит в 1912 году. Богатая и почтенная семья Берлинг отмечает помолвку своей дочери, внезапно на пороге дома появляется инспектор полиции с вестью о самоубийстве некой бедной девушки. Представитель власти задаёт много вопросов всем членам семьи, в итоге каждый оказывается как-то знаком с погибшей, и отчасти приложил руку к тому, чтобы она попала в тяжёлую жизненную ситуацию. В финале выясняется, что инспектор вовсе не был инспектором, но кто он, остаётся загадкой. А на последней минуте действия в доме раздаётся телефонную звонок и сообщается об отравлении юной особы.

Фото: Анастасия Трошина

Пьеса «Инспектор пришёл» уже шла в стенах Театра им. А.С. Пушкина во времена, когда он ещё был Камерным театром, режиссёрами спектакля были Александр Таиров и Леонид Лукьянов. Таиров был знаком с Джоном Пристли, и драматург даже приезжал в Москву в 1945 году и видел постановку. Московская премьера состоялась на год раньше, чем пьесу поставили в родной автору Англии. Правда, спектакль Таирова-Лукьянова шёл не долго – в СССР началась борьба с космополитизмом, со всем иностранным, начались гонения на Таирова и Камерный театр.

Фото: Виктория Корогодская

Постановка 2019 года не стала адаптацией под современность – действие переносит зрителей в начало XX века, в стены дома английских аристократов, где звучат светские беседы и проскальзывает тончайший английский юмор. Художник Максим Обрезков создал на сцене стильную строгую гостиную, где каждый предмет на своём месте, каждый цветовой оттенок сочетается с «соседом». В спектакле нет никаких веяний нашего времени – высоких технологий, крупных планов.

Фото: Александра Матвеева

Актёры читают авторский текст, время течёт медленно, наверное, так и было в Англии начала XX века. Но удержать внимание зрителя XXI века – человека эры гаджетов и высоких скоростей – такому действию проблематично. Спектакль скорее рассчитан на консерваторов, предпочитающих на сцене классику без обработки. Впрочем, театр бывает разный, и хорошие классические постановки интересны в любые времена.

Фото: Надежда Клименко

Поделиться ссылкой: