Подростковый возраст, смерть отца, отсутствие взаимопонимания с матерью, виртуальная любовь и перспектива позитивных перемен. Так кратко можно описать историю, рассказанную в спектакле Филиппа Виноградова «Это все она…» в рамках программы ТеатрONstage на сцене Культурного центра им. И.М. Астахова (проект Арт-платформа). В основе постановки одноимённая пьеса современного белорусского драматурга Андрея Иванова, а главные герои – мать и сын, отношения которых хуже некуда. История представлена непредсказуемо и довольно креативно.
Зрителей приглашают в зал и сообщают о том, что их места располагаются… на сцене! Стулья расставлены в два ряда, спинками друг к другу, а между рядами солидное расстояние. Начинается действие, и поначалу постоянно что-то раздражает: то музыка заглушает слова, то приходится оборачиваться, чтобы увидеть, что происходит у тебя за спиной, то герои говорят одновременно, то они обращаются к зрителям с просьбой что-то сказать или сделать. Постепенно становится понятен смысл этого нарочно созданного неудобства для зрителей.
Ведь на глазах у них разворачивается история, где очень близкие люди – мать и сын – находятся по разные стороны баррикад, и между ними настоящая пропасть. Они не могут договориться об элементарных вещах (например, сын не может открыть матери дверь, а мать, не посоветовавшись с сыном, покупает домой живую птицу), они вообще не могут разговаривать – любая попытка превращается в скандал. Раздражение и наэлектризованность – тоже герои этого действия, и их должен чувствовать зритель.
Эти мать и сын никогда не окажутся по одну сторону, в данном случае, сцены. Здесь война, которой нет конца, но кто-то же должен попробовать её прекратить. Логично, что взрослая женщина переживает за своего ребёнка, как бы плохо всё между ними не было. Она решается на неординарный поступок – заводит в социальной сети страницу с фото и именем милой девочки и знакомится с собственным сыном. Сын-подросток поверяет новой виртуальной знакомой самое сокровенное, а мать понимает, что совсем не знает своего ребёнка.
Общение героев в интернете постановочная группа воплотила творчески. Аватарка девочки представлена мини-транспарантом с милой рожицей, никнейм сына – настоящим маскарадным костюмом. Улетающие в сеть сообщения отбиваются на печатной машинке, произносятся быстро сыном, общающимся с компьютером на «ты», и растягиваются матерью, только что начавшей осваивать клавиатуру и соцсети. Постепенное сближение героев в сети становится физическим – они идут на встречу друг другу в проходе между рядами зрительских стульев.
То, что было невозможным в реальности, случилось в интернете: они начали разговаривать! В действии звучит фраза о том, что интернет – магическая вещь. И словно под воздействием какой-то магии герои изменились, прекратили скандалить, их жизнь стала позитивней. В финале правда открывается, но возвращать всё на круги своя, они уже не будут.