Маттиас Гёрне, Манфред Хонек, Национальный филармонический оркестр России в КЗЧ

1 октября в Международный День музыки в Концертном зале им.П.И.Чайковского был настоящий праздник. Есть концерты, после которых очень сложно подобрать какие-либо слова – они излишни. Есть концерты, где публика забывает дышать. И чувствуешь себя вдруг адептом какой-то религии, членом тайного общества, будто открылось то самое, что ищут все, но обретают лишь избранные.

5 симфония Бетховена. Казалось бы, что от неё ещё ждать? Когда даже абсолютно далёкие от классики люди узнают первые такты. Но Манфред Хонек извлекает из бетховенской партитуры какие-то неведомые доселе глубины. Музыка перестаёт быть звуковым рядом, она становится воздухом, материей, продолжением многовековых философских споров и ответом на вопросы. Не знаю, трудно ли оркестрантам было на репетиции, но на концерте это был корабль. Который шёл выбранным курсом, ни разу не споткнувшись, не остановившись.

Манфред Хонек

И только дух перевели, только в голове уложились все цвета и мысли, на сцене возник Вагнер. Нет, конечно, на сцене были НФОР, маэстро Хонек и давний любимец российской публики бас-баритон Маттиас Гёрне. Но уверяю вас, Вагнер тоже был. Такой кристальный, чистый, выстраивающий всё у тебя в голове в единую систему. Открывающий неведомые внутренние силы.

Маттиас Гёрне

«Полет валькирий», растиражированный не менее 5-й Бетховенской, звучит так, будто эти самые валькирии носятся под потолком зала Чайковского. И, слушая арии из «Тристана и Изольды», «Летучего голландца» и «Валькирии», ощущаешь внутри себя вдруг какую-то стальную решимость, прозрачность стекла, разбить которое невозможно. Как это всё происходит? Магия же, чистой воды магия. Мы все, подобно Одиссею, попадаем под чары сирен, забываем обо всем, что происходит в мире дольнем.

Потом финал, овации.

Невероятная благодарность за то, что это в принципе возможно. И тут уже не в магии дело, а в таланте, работоспособности тех, кто на сцене и всех причастных к организации концерта. Да, Вагнера в Москве в принципе мало (хорошего Бетховена чуть больше), но таких концертов – единицы. А если вспомнить, что в рамках этого абонемента следующей приедет Соня Йончева (13 ноября 2019), вообще можно умереть. От счастья.

______________________________________________________________________________

Маттиас Гёрне – немецкий бас-баритон, известный своим непревзойдённым исполнением Шумана, Шуберта, Брамса, Р.Штрауса, Шостаковича. Номинант и лауреат множества престижных музыкальных премий, любимец суровых критиков и публики, Гёрне в этом сезоне принимает участие в постановках Берлинской, Дрезденской оперы, Парижской, Кёльнской, Санкт-Петербургской филармонии, фестивалях в Люцерне, Веймаре и многих других.

Манфред Хонек – австрийский дирижёр, с 2008 года музыкальный руководитель Питтсбургского симфонического оркестра. Дирижерскую карьеру начал в качестве ассистента Клаудио Аббадо в 1987 году. ЛауреатпремийEuropean Conductor’s Award, Grammy, International Classical Music Awards идр. Хонек известен прежде всего выдающимися интерпретациями композиторов-романтиков (Брукнер, Чайковский, Малер, Дворжак). К 250-летнему юбилею Бетховена приглашён дирижировать оперой «Фиделио» в Театре ан дер Вин в 2020 году.

НФОР,  с момента его создания в 2003 году, возглавляет дирижёр, скрипач и педагог Владимир Спиваков. Репертуар оркестра охватывает период от ранних классических симфоний до новейших сочинений современных композиторов. За 16 сезонов оркестр представил множество неординарных программ, уникальных абонементов, российских и мировых премьер. НФОР – лауреат престижных музыкальных и государственных премий.