Спектакль «Птишка» в ЦДР. «Если бы не было дел на земле, мы бы летали…»

Так обычно говорят взрослые. Им всё время что-то мешает оторваться и взлететь. Еще взрослым нужно всё объяснять, считать и задавать ненужные вопросы. А нужные – не задавать. И как же хорошо, что у взрослых есть дети – они помогают хотя бы иногда забыть о всех этих условностях и ненужностях и открыть то, что глазами не увидишь.

А еще хорошо, что сейчас так много новых детских авторов и детских книг. Казалось, что лет 20-30 назад все театры головы ломали, что ставить в разделе «спектакли для детей и юношества», но к счастью, прошли те времена – только знай читай, выбирай и ставь.

Вот и сказка «Пип» голландской писательницы Йоке Ван Леувен, написанная в 1996 (в России переведена и опубликована в 2010, в издательстве «Самокат»), так и просится на сцену. Потому что она волшебная, мудрая, красивая и необходимая для взрослых и детей.

В театре ЦДР за «Пип» взялась режиссер Таисия Каныгина и вместе с командой единомышленников превратила «Пип» в «Птишку». За час с небольшим в камерном мрачноватом пространстве зала ЦДР становится светло. Уютно. Грустно и одновременно радостно. Взрослые начинают думать и не могут уже остановиться. Дети восхищенно наблюдают за летающей Птишкой, огромными резиновыми желтыми сапогами и веревочными лестницами. Кукла-Птишка, музыка (кажется, в этом театре без музыкантов на сцене вообще ничего не обходится) и сама история.

О девочке, появившейся случайно в семье орнитолога Варре (Д.Рассомахин) и его жены Тине (Р.Крон). Обычная девочка, только вместо рук – крылья. Она летает и не выговаривает все гласные кроме «И». Родители сначала тревожатся – каково ей будет в Большом Мире? И все родители в зале узнают себя. А потом Птишка улетает, и начинается её путешествие в этот самый мир. Где каждый человек со своими крыльями и своими невыговариваемыми звуками, словами или бедами. Тине и Варре бегут за ней вслед. Но мы же понимаем, что им надо отпустить Птишку. Просто взять и отпустить. Очень легкий совет. Только почему-то при этом еще сильнее сжимаем руку своего ребенка, сидящего рядом – как хорошо, что его пока никуда отпускать не надо. Луна превращается в яйцо (или яйцо превращается в луну), веревочные лестницы раскачиваются под потолком, птичьи перья летают в воздухе. Взрослые герои, повстречавшие Птишку, отпускают свои страхи, дети перестают чувствовать свое одиночество, родители, наконец, обретают свои собственные крылья.

Как хорошо, что теперь есть «Птишка», она точно нужна взрослым и прекрасно попадает в детские души. Кто-то пританцовывает, кто-то поет вместе с героями, кто-то норовит попробовать на зуб одно из тысячи яиц… Дети счастливы, взрослые украдкой всхлипывают, Птишка летает над головами. Хороший детский спектакль, как и книга, интересен всем, независимо от возраста. Кажется, это именно тот случай. И если для 4-5-летних зрителей сюжет, что называется, на вырост, то дальше уже всё по возрасту.

Билеты