Роман Габриа – режиссер, который делает одновременно архаичные и экспериментальные спектакли. В них он сталкивает человека и пространство, человека и время и не стремится к фиксированному результату. Его мама мечтала, чтобы он стал художником. Можно сказать, что именно им он и стал, только рисует не кистями, а другими изобразительными средствами.
Роман в 2005 году закончил актерско-режиссерский курс Г.М. Козлова в Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства. С 2005 по 2007 работал в Европе (Дрезден, Германия) в составе группы Антона Адасинского «Derevo». С 2016 года – штатный режиссёр театра «Мастерская», где поставил спектакли: «Однажды в Эльсиноре. Гамлет.», «Любовь и Ленин», «Космическая одиссея майора Пронина». Также много ставил на других площадках: «Баралгин» (Русский Инженерный театр АХЕ), «Хроника» (Независимый театральный проект «Gabria Visual Theatre»), «Stereotip4» и «Андрей Иванович возвращается домой» (Театральная компания «Открытое пространство»), «Грязнуля» и «Господа Головлёвы» (Тюменский Большой драматический театр), «Онегин» (Театр «Приют комедианта»), «Ревизор» (Театр «Самарская Площадь»).
На фестивале «Уроки режиссуры» представлен спектакль Гомана Габриа «Мейерхольд» – в этой работе Роман является и автором пьесы, и режиссером. Это спектакль жанра «нон-фикшн» о Всеволоде Мейерхольде, чьи идеи не укладывалась в привычные рамки, талант был столь велик, а жизнь оборвалась так трагично. О Мейерхольде можно говорить бесконечно, и новые высказывания на театральных сценах всегда привлекают внимание.
Нам интересно, что думают молодые режиссеры о современном театре, его тенденциях и векторе развития, поэтому мы задали всем участникам фестиваля «Уроки режиссуры» несколько вопросов. Вот что рассказал нам Роман Габриа.
– Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» важен? Если да, то для кого – для зрителей, участников или просто как событие?
– Без зрителей и участников нет самого важного события – спектакля. Поэтому фестиваль важен для каждого. Другой вопрос, в чем результат этого обмена энергиями? В чем урок?
– Какой театр нужен современному зрителю?
– Умный, стремящийся к свету, не бытовой. Театр художника.
– Как в разнообразии новой драмы и классики выбрать, что ставить?
– Знать, о чем хочешь сказать. Пьеса, текст – это все же инструмент. Поставить можно и статью уголовного кодекса, и молитву.
– Как изменился язык театра за последние 10 лет?
– Он стал более быстрым и технологичным. Это плюс. Но я имею в виду не актерскую технику, здесь – потери.
– Чего сейчас не хватает в театре?
– Поэзии. Театр устал развлекать.
– Какую миссию несет театр сейчас? (просвещение, развлечение, эмоциональное воздействие)
– Сегодня театр, к сожалению, сфера обслуживания. Его миссия – хотя бы развлекая, просвещать.
– Что Вы ставите «во главу угла» в своих спектаклях?
– В результате – эстетическое воздействие музыки, текста, картинки. Я добиваюсь, в первую очередь, сильных эмоций, переживаний от зрителя. Уже потом – психология и анализ.
– Насколько сильно различается театр столиц (Москва, Спб) от театра регионов?
– Работаю и там, и там. Не вижу разницы. Везде люди сегодняшние. Ценю профессионалов.
– Какое собственное достижение в режиссуре Вы считаете наиболее значимым на данном этапе?
– Я бы сказал так: «Онегин» – «Мейерхольд» – «Ревизор». Премьеры сезона.
– Что бы Вы посоветовали начинающим коллегам-режиссерам?
– Смотреть живопись – много, учиться рисунку у мастеров. Графика, масло, акварель… Чего стоят одни эскизы Да Винчи!