Спектакль-легенда, спектакль-реквием по самобытной русской деревне, спектакль-эпитафия огромному пласту народной жизни и спектакль-памятник людям, пережившим миллион бед в военное, а потом и в послевоенное время с конфискацией урожаев, вытягиванием денег на государственные займы, трудоднями и неподъёмными нормами выработки. Это всё «Братья и сёстры» в Малом Драматическом театре – постановка по трём первым романам из тетралогии Фёдора Абрамова «Пряслины».
Один из самых ярких представителей «деревенской прозы» Фёдор Абрамов – уроженец села Веркола Архангельской области. В годы Великой Отечественной войны он был тяжело ранен, и оказался в родных местах, своими глазами видел, как в голоде и холоде выживали старики и женщины с детьми, тяжело работая и получая похоронки с фронта. Позже Абрамов написал свою романы «Братья и сёстры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973), «Дом» (1978), составившие тетралогию «Пряслины», где действие происходит в селе Пекашино, прообразом которого стала Веркола, а в центре повествования – крестьянская семья Пряслиных.
Режиссёр Лев Додин впервые обратился к эпическому циклу Фёдора Абрамова в 1976 году. Задумав спектакль со своим курсом в Ленинградском Государственном институте театра, музыки и кинематографии, он со студентами отправился в Верколу и познакомился с писателем. Режиссёру было важно, чтобы актёры погрузились в деревенскую жизнь, увидели своими глазами пекашенцев, которых им предстояло играть. В 1978 году была выпущена премьера дипломного спектакля курса «Братья и сёстры» в Учебном театре.
Во второй раз Додин принялся за постановку прозы Абрамова в 1984 году в Малом Драматическом театре и вновь повёз артистов в Верколу. Большинство исполнителей будущей работы остались прежними – бывшие студенты продолжили работу со своим Мастером. О том, как кропотливо готовилась постановка, можно почитать в книге театроведа Ольги Егошиной «Театральная утопия Льва Додина».
Премьера спектакля «Братья и сёстры» в Малом Драматическом театре прошла 9 и 10 марта 1985 года. С неё начался по сути МДТ Льва Додина. Спектакль прожил в репертуаре 30 лет, объехал с гастролями много стран, став настоящей легендой. В 2015 году была выпущена новая версия спектакля, работа над которой начиналась также с поездки на родину Фёдора Абрамова, по следам первых исполнителей.
В селе Пекашино все мужики ушли на фронт – не вернётся почти никто. Бабы пашут, сеют, косят… почти весь урожай сдают на благо родины. Мать пятерых детей Анна Пряслина (Наталья Соколова) получила похоронку на мужа, её отчаянную борьбу за выживание разделяют с ней старшие дети-подростки Михаил (Евгений Санников) и Лизавета (Дарья Ленда).
Всю войну семью опекает председатель колхоза Анфиса (Ирина Тычинина), она также тянет на себе весь колхоз, иногда заставляет, иногда добрым уговаривает баб терпеть и работать, обещает, что «закончится война, поедим мы до сыта». Анфиса сама в это верит. Однако война кончается, а поборы государства с пекашенцев только растут, люди живут тяжелее – работают ещё больше, а есть совсем нечего. Анфису сменяет новый председатель, но от этого не легче. Став мужем Анфисы, он пытается что-то делать для людей, но бессилен перед государственной машиной, переезжающей в итоге его самого.
Через всё действие проходит любовная линия – роман юного Михаила с 30-летней вдовой Варварой (Елизавета Боярская), перспектив у которого в Пекашино нет. Анфиса своими руками спровадила Варвару из села подальше, разбив двум любящим людям сердца и лишив их счастья, но по иронии судьбы спустя несколько лет сама нашла утешение именно у Варвары, когда в собственный дом пришла беда.
В спектакле есть ещё несколько заметных сюжетных линий: паренёк Егорша (Никита Сидоров), уехавший от тяжёлой жизни из Пекашино на курсы трактористов; пришедший с фронта с кучей медалей Илья Нетесов (Ярослав Дяченко), видящий как в мирное время умирает от болезни и голода его дочь; вернувшийся домой инвалидом Пётр Житов (Артур Козин), вынужденный работать наравне со здоровыми.
Однако главный герой этого спектакля – всё Пекашино, русский народ. А главная сюжетная линия – его единение перед общей бедой, общим делом, совместное выживание там, где выжить невозможно, самопожертвование, взаимопомощь, вера непонятно во что, надежда на лучшее. В спектакле присутствуют северный говор, частушки, незатейливые танцы вкупе со спартанским бытом, тяготами рубки леса на лесозаготовках.
Дух народа невероятно точно передан в сценах ожидания мужиков с фронта, посевной, первого послевоенного праздника, свадьбы Лизаветы. Здесь по-настоящему удивлены кирпичику хлеба дети, никогда его не евшие, фильму – бабы, никогда кино не видевшие, мотоциклу – жители, никогда не выезжавшие дальше Пекашино. Позже видно, как люди уже озлоблены, разочарованы, обманувшей его властью и бесперспективностью деревни.
Деревянный занавес-помост и жерди-прясла, которыми в сёлах раньше огораживали околицы, скворечники на длинных шестах, – вся несложная сценография спектакля. Но она будто переносит зрителя на русский север, на несколько десятилетий назад, когда в деревне ещё была жизнь, так жестоко загубленная.
Автор – Наталия Алейнова