Музыкальные вечера в Московской филармонии. Концерт «Венская классика. Моцарт»

15 октября в Концертном Зале им.П.И.Чайковского состоялся вечер музыки В.А.Моцарта. В первом отделении прозвучал концерт для скрипки с оркестром №5, а во втором — любимое произведение слушателей, звучащее хотя бы 1 раз за сезон – Реквием. Это был чудесный вечер с ансамблем Questa Musica и дирижёром Филиппом Чижевским. Взаимопонимание между оркестром и дирижёром было абсолютным, они не только играли вместе, но и дышали. Казалось, что такого же взаимопонимания достигли зрители с дирижёром, и стоит дать кому-то в руки скрипку — она запоет точно в такт и нюанс.

Концерт для скрипки с оркестром исполнял Евгений Свиридов — замечательный скрипач с мировым именем. Его «галантная» манера исполнения с бережным сохранением каждого звука, кристальной чистотой переносит слушателей на улицы Австрии XVIII века. Музыку Моцарта исполнять очень сложно, потому что сохранить простоту и чистоту форм, воздержаться от «романтической» манеры игры удаётся не каждому. Пятый концерт Моцарта – жемчужина раннеклассических скрипичных концертов, чудесным образом сохранившаяся до наших дней. Это уже «взрослый» Моцарт (ему было 20), поэтому он создал очень смелое и свободное произведение, в котором виртуозно переплетаются различные темпы, характеры и формы.

Реквием Моцарта — последнее и самое загадочное произведение композитора, которое знают, наверное, все, кто хоть раз бывал в стенах концертного зала. Это музыка, которая сквозь века остаётся одним из лучших произведений в мировой классике. Успокаивающая, бурлящая и очищающая душу мелодия. Но восприятие и эффект от этой музыки сильно зависит от исполнения. Оно должно быть безупречным и единым до каждого вздоха — в оркестре, хоре, голосах солистов. В квартете солистов (Кристина Мхитарян, Василий Хорошев, Богдан Волков, Олег Цыбулько), увы, единения голосов не случилось. В некоторые моменты хотелось, чтобы сопрано было меньше, а мягких, более низких голосов — больше. Высокий тембр солистки порой заглушал оркестр и партнеров по сцене, что мешало полностью погрузиться в происходящее. Но хочется сказать отдельное спасибо Филиппу Чижевскому, оркестру и хору за часть Lacrimosa. Самая популярная и самая идеальная часть произведения была исполнена безукоризненно. Филипп Чижевский, кажется, чувствует эту музыку каждой клеточкой своего тела, поэтому и пропел всё от первой до последней ноты, и не только руками.

Подробнее о «Реквиеме» можно почитать здесь.

Афиша Московской филармонии

Автор – Наталия Мануйлович