Спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» на фестивале «Уроки режиссуры»

Роман М. Хэддона с длинным названием и намеком в сторону Шерлока Холмса вышел в 2003, наделал шума, такой хорошо скроенный криминальный детектив. По нему написана пьеса С. Стивенса, кажется, собирались делать фильм. Пока они там собирались, в Архангельском театре драмы ее поставил Алексей Ермилышев.

Чёрная коробка, на заднике проекция школьной доски с доказательством теоремы Пифагора. Три прозрачных доски, шесть таких же прозрачных кубов, семь актеров, лабрадор Джей, три довольно беспощадных для зрителя часа. Такая математика, которая переворачивает душу.

Главный герой, особенный 15-летний подросток-аутист. Математический гений, мечтает о космосе, у него есть крыса Тоби, отец и бросившаяся его мать. Любит красный цвет и не любит желтый и коричневый, не выносит прикосновений к себе. Любимое место – в подвале за бойлером на стуле. Начатое им расследование убийства соседской собаки по имени Веллингтон привело его к открытиям о природе близких ему людей (и к убийце собаки).

Сценография – сплошной тетрис и все вообще выстроено как компьютерная игра: пластика актеров, маркировка перегрева Кристофера, его блуждания по посёлку. Музыка – (в какой-то момент с темами из сериала «Шерлок») ее собрал артист, исполняющий роль Кристофера, и она именно его музыка, а не чтобы зритель не заскучал.

Встречи с миром – это сложно и белый квадрат на сцене – мир, за который герой не выходит. Но когда пришлось выйти – он справился и справились люди рядом с ним.

Пьеса (и постановка) скроена по голливудским лекалам и предсказуем финал, и все равно, продержавшись два с лишним часа, начинаешь возить носом при появлении на сцене чёрного лабрадора Джея.

И мальчику из зрительного зала, который захотел услышать доказательство теоремы Пифагора –любовь.