10 октября, в свой день рождения, режиссер Дмитрий Крымов представил публике новый спектакль «Борис», по мотивам исторической драмы Пушкина «Борис Годунов».
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/10/ugol1584-1024x682.jpg)
«Последние 15 лет отмечаю день рождения премьерами, – сказал Крымов. – Началась эта традиция со спектакля «Недосказки», который я сделал со своими студентами, и решил устроить премьеру в день рождения. Мне тогда исполнялось 50 лет. С тех пор все мои спектакли, которые я сделал и в театре «Школа драматического искусства», и в других театрах, выпускались в день моего рождения. Чтобы тостов не было, чтобы стол не накрывать. Все приходят, смотрят спектакль, чокаются, и вроде не за тебя, как-то легче складывается ситуация. Мне нравится».
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/10/ugol0802-1024x682.jpg)
Площадкой для спектакля стал второй корпус Музея Москвы, бывший изначально провиантским складом, а в советское время – гаражом правительственного транспорта. Приложив немало усилий, чтобы открыть тяжелую створку ворот, зритель попадает в огромное пространство неотделанного помещения с цементными полами и частичной кирпичной кладкой на стенах. Места для публики и площадка спектакля кажутся крошечными вкраплениями жизни в этом гигантском пустом здании. Не добавляет оптимизма и выставка бутафорских гробов, друг за другом расположенных недалеко от сцены. После первого шока, выясняется, что выставка – тоже часть спектакля. Чтобы объединить театральную постановку с эпохой Ивана Грозного и Бориса Годунова, режиссер и хранители музея подобрали более тысячи артефактов: церковную утварь, детали кожаной обуви, керамику, трубы из дерева и побывавшие в пожаре изразцы. К историческим предметам добавили участвующий в спектакле реквизит (те самые пугающие гробы).
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/10/ugol0988-1024x682.jpg)
Рядом с выставкой площадка, перетянутая волейбольной сеткой, на которой дети в шапках и куртках с чужого плеча пинают мяч. Повисший в воздухе вопрос «чьи это дети и что они здесь делают» решится с началом спектакля. На основной же сцене нет ничего, кроме красного рояля да нескольких стульев.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/10/ugol1534-1024x682.jpg)
Спектакль начинается с вступления Бориса на престол. Даже не с вступления, а то ли с корпоратива по этому случаю, то ли с отчетного концерта в детской музыкальной школе. Борис (Тимофей Трибунцев), в строгом черном костюме и красном галстуке, благосклонно выслушивает поздравления бояр (а может и министров) в виде любовной лирики Пушкина, прочитанной через пень колоду (ну а что вы хотели от министров?). Поток льстивых речей прерывается поклонением тем самым гробам, однако поклонением это с трудом можно назвать. Подручные новоиспеченного царя выволакивают на сцену гробы с останками прежних властителей, которых Борис, обходя по очереди, довольно своеобразно представляет публике. По окончании «поклонения» гробы, чуть ли не ногами, отпихивают на прежние места.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/10/ugol0831-1024x682.jpg)
Во всем этом нескончаемом корпоративе большинство зрителей увидели политическую сатиру, хотя режиссер всячески от этого отнекивается. Крымов утверждает, что создавал спектакль о человеке, получившем власть «не по чину», чужом среди верхушки правящих, но обладающем невероятной силой и энергией, чтобы прорваться наверх и разметать эту самую верхушку. В спектакле, в этой самой верхушке нет ничего величественного, и сам Борис и бояре-министры упрощены донельзя.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/10/ugol0976-1024x682.jpg)
Точно так же Крымов упрощает и Марину Мнишек (Паулина Андреева). У него она – просто случайно проходившая мимо обыкновенная тетка, которая с сумками тащится с работы, разговаривая по телефону с захворавшим сыном. С Борисом они долго обсуждают рецепт борща, Марина рассказывает матерные анекдоты, кидается яйцами и делает селфи с царем.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/10/ugol1334-1024x682.jpg)
Любимая соратница Крымова – Мария Смольникова играет Лжедмитрия, и это, на мой взгляд, главная удача спектакля. Щуплый подросток в вязанной шапочке и чудовищными дефектами речи из-за брекетов, Лжедмитрий – просто пацан в пубертатном периоде, не знающий, куда девать свою негативную энергию. Из-за ощутимой разницы в росте актрис, дуэт Марины и Лжедмитрия выглядит еще более комичным, а всем известная сцена в замке воеводы получилась просто блестящей.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/10/ugol1472-1024x682.jpg)
Помимо основных персонажей, в спектакле принимает участие Академический хор ветеранов «Москворечье», довольно, колоритный, надо сказать. Хор исполняет то «Облака плывут, облака» Галича, то Besame Mucho. А поэт Герман Лукомников (Юродивый) помимо всего прочего дает советы как похудеть и демонстрирует свои победы на поприще диет.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/10/ugol1235-1024x682.jpg)
Самый беспристрастный персонаж спектакля – ворон. Да-да, настоящий живой ворон, большой и страшный. Какие ассоциации у русского народа с этой птицей? Правильно —
«Черный воооорон, что ж ты скаааачешь….на моем рояле»
При минимализме декораций, благодаря неуютному пространству зала с кирмичными стенами, получается красивый спектакль, где каждая деталь — отдельный герой. Крымов воссоздает что-то историческое, но проводит параллели с современным миром, делает спектакль для тех, кто живёт настоящим, но не забывает оглядываться в прошлое, в котором много страшного и неприятного. Он выворачивает образы героев, и в этом художественном капустнике почти нет Пушкина, зато есть жизнь и Москва. Москва, которая затягивает тебя, как только выходишь со спектакля. Москва, в которой тоже есть цари, только не коронованные.
Текст: Анна Смолякова
Фото: Ксения Угольникова