В театрах, которые находятся в менее крупных городах, чем Москва или Санкт-Петербург, всегда царит особенная атмосфера. Семейная, добрая, искренняя – театр-дом. Мы открыли для себя еще один такой уютный дом, в котором царит любовь и уважение к театру, искусству и людям вокруг – Серпуховский музыкально-драматический Гортеатр. Художественный руководитель которого Павел Цепенюк, директор – Игорь Шестун. В труппе 12 актёров, но репертуар театра удивительно богат: и детские спектакли, и легкие комедии, и вот появилась серьезная классика – «Лес» Александра Островского. Ставить пьесы Островского так, чтобы это не было скучным, затянутым и «пыльным» очень сложно. Но в Серпуховском Гортеатре с этим сложным материалом справились отлично, и труппа открыла сезон пышным и ярким спектаклем о людях, любви, театре и актерстве – в жизни и на сцене.
Режиссер Екатерина Гвоздева и режиссер-постановщик Павел Цепенюк следуют традициям русского психологического театра и создают классическую постановку во всех лучших традициях – бережное отношение к тексту, театральность в диалогах, пышные декорации и костюмы. Каким-то чудесным образом этот спектакль, который длится 4 часа, не кажется скучным или длинным. Он развивается динамично, в чем огромная заслуга актёров, приятной сценографии, ненавязчивого звукового оформления и атмосферы, созданной вокруг.
Этот театр начинается в театре. Спектакль окончен, и бедные актёры – Счастливцев (Родион Баулин) и Несчастливцев (Никита Селедцов) будто брошены и заперты в безмолвной тишине опустевшего зала. Только зал не пустой, но зрители радостно вступают в эту игру и начинают подглядывать за происходящим. Счастливцев и Несчастливцев – очаровательные неудачники, вызывающие даже не жалость и сострадание, а понимание. Для них театр – весь мир, и хотят они жить только в этом мире, пусть без денег, но в любимом. Им бы еще актрису найти – и будет совсем замечательная труппа. Ух и заживут они тогда!
Берут Счастливцев и Несчастливцев свои немногочисленные пожитки (у Несчастливцева – «пара платья хорошего», «шляпа складная» и сломанный пистолет, у Счастливцева «самое лёгкое» пальто, «библиотека, пьес тридцать», бутафорские ордена) и отправляются в усадьбу «Пеньки» госпожи Гурмыжской, тетке Несчастливцева.
Усадьба эта ох как очаровательна, работа художника (Анастасия Данилова) сияет изысканным вкусом, всё здесь богато, но в меру, одежды шикарные, но не бездарные. И с первых минут, проведенных в усадьбе 19 века, мы понимаем – второстепенных персонажей в спектакле не будет. Лакей Карп (Михаил Диамент) – яркий, угрюмый, но вызывающий улыбку человек, ключница Улита (Надежда Щербакова) превращает каждое своё появление на сцене в отдельный спектакль, в котором сочетаются безграничное обаяние и остроумие.
Жизнь усадьбы немного запутанная, наполненная событиями, место действия постоянно меняется – герои то сидят за столом, то бегают из спальни в спальню по лестницам усадьбы, то ищут уединения в саду под звуки ночи. Гурмыжская (Виктория Дроняева) будто носит траур по собственной жизни и хочет выдать Аксюшу (Татьяна Чурикова) за Буланова (Дмитрий Глухов), которого сама любит. Буланов – удобно устроившийся молодой человек, который ценит своё текущее положение и подстраивается под ситуацию – любит, кого надо в каждый конкретный момент. Аксюша – милейшее чистое создание, в свою очередь, хочет замуж за Петра Восмибратова (Николай Титов). Но отец Петра, Иван (Сергей Кирюшкин) не хочет просто так женить сына, нужна невеста с приданым. На первый взгляд здесь царит любовь к деньгам и все оценивают собственную выгоду, но на самом деле, как мы понимаем позже, вся история-то про любовь, чувства и людей – настоящих, со своими недостатками, но прекрасных людей.
И когда в усадьбе появляются Счастливцев и Несчастливцев многое встает на свои места, и побеждает тут не любовь к деньгам, и даже не любовь к театру, а Любовь, Доброта и Семья. Гурмыжская, порой неприятная и хитрая, хочет простой женской любви – искренней, чистой, мечтает быть слабой и любимой женщиной, что и получает. Влюбленные Аксюша и Петр, благодаря Несчастливцеву, могут быть вместе, и их счастью нет предела. Ну а Счастливцев с Несчастливцевым идут дальше своей дорогой, которая вымощена любовью к театру.
Успех спектакля во многом зависит от актёров, которые создают очень яркие образы, заставляют полюбить своих персонажей и сопереживать им. Мизансцены продуманы до мелочей, поэтому каждый герой, находящийся на сцене, обязательно играет мимикой, взмахом руки, участвует в происходящей истории. «Лес» в Серпуховском Гортеатре – красивый спектакль о том, что комедия и трагедия всегда идут рядом – как в жизни, так и в театре. Также он о том, что Семья, Любовь и Добро – превыше всего. Главное, чтобы все были счастливыми. И эти истины труппа театра мастерски доносит до зрителей, попадая в самое сердце.