Спектакль «Кроткая», Свердловский академический театр драмы на фестивале «Уроки режиссуры»

Брак как замкнутый круг, партнёрские отношения как мёртвый груз, и постоянный день сурка, приводящий к помешательству. Спектакль «Кроткая» по рассказу Фёдора Достоевского привёз в Москву Свердловский академический театр драмы. Режиссёр Дмитрий Зимин исследовал ситуацию неравного брака и невыносимую серость существования.

Юная девушка от безденежья выходит замуж за ростовщика, сильно старше неё, и оказывается полностью в его власти. Он запрещает ей даже выходить одной из дому. Жена мужа не любит, а со временем начинает ещё и презирать. Супруги не ругаются, а зачастую просто месяцами молчат. Вскоре молодая жена начинает бунтовать, сбегая из дома, но пробить стену непонимания ей не по силам. Однако муж постепенно осознаёт, что по-настоящему любит свою супругу, но обрушив на неё лавину нежности, лишь окончательно загоняет её в угол. Девушка не хочет такой жизни и выбрасывается из окна.

Герои этой истории в постановке Зимина показывают семью, живущую на автомате. Здесь изо дня в день одно и то же: накрывают на стол, вежливо перекидываются за столом парой фраз, машинально что-то делают друг для друга, не вкладывая в движения душу. Он (Константин Шавкунов) – апатичен, не склонен ничего менять, не желает выходить из зоны комфорта. Он установил правила и будет жить только по ним, он поставил цель и идёт только к ней одной. Она (Валерия Газизова) – спокойна внешне, но у неё пожар в душе. Такая жизнь сводит её с ума, и приводит к постоянным риторическим вопросам-упрёкам мужу «Зачем вы меня взяли?», «Я думала, вы меня оставите так», повторяемым будто в бреду. 

Действие происходит на полутёмной сцене, где сооружены две комнаты: столовая и одновременно контора ростовщика на большей части пространства и спаленка в углублении. Чёрные стены украшены яркими искусственными цветами, которые словно пролезли с улицы в это глухое жилище, и так и манят свободой героиню, как и одно из окон, выходящее на оживлённую улицу. В это окно героиня в конце в прямом смысле выйдет, вырвется из заточения.

Создатели спектакля придумали интересный приём с водой, льющейся на героев в моменты облегчения и очищения, в том числе, когда герой делает предложение юной невинной девушке и когда Кроткая решается на самоубийство. Ведь вода камень точит, и девушка отказывается от попыток смириться с бессмысленным прозябанием, а её супруг прозреет, но уже будет поздно.