История этого спектакля началась почти тридцать лет назад, в 1991 году, в «Подвале» знаменитой «Табакерки». Поставил его один из первых учеников Олега Павловича Табакова – Сергей Газаров. Спектакль недолго продержался в афише театра, только три года, но его история, к счастью, на этом не закончилась. В 1996 году была снята киноверсия спектакля, а в 1998 спектакль вышел на сцене Театра п/р А. Джигарханяна. И вот, после долгого путешествия, «Ревизор» возвращается, только теперь на Новую сцену Театра Олега Табакова.
В актерском составе нового «Ревизора» есть и те, кто играл в «Ревизоре» 1991-го, только теперь они перешли на другие роли. Александр Марин, игравший 30 лет назад Хлестакова, теперь выступает в роли Добчинского. Сергей Беляев был Земляникой, стал слугой Осипом. И только Владимир Машков остался бессменным Городничим.
А Хлестаков-2019 – 20-летний Владислав Миллер, недавний выпускник Школы Олега Табакова. Да, именно Хлестаков-2019, потому что совпадение с персонажем у актера получилось стопроцентное. Легкость, с которой он порхает по сцене, равна легкости мыслей Хлестакова и полету его фантазии. «Полет» – слово, подходящее Владиславу Миллеру в этой роли. Чего он только не вытворяет на сцене: взбирается на стены, танцует на узеньких перилах, прыгает, падает и выполняет акробатические трюки.
В пространстве для таких полетов не должно быть ничего лишнего, поэтому художник-постановщик Александр Боровский ограничился фронтоном дома с большими окнами и большой террасой перед ним. Здесь нет ни одного предмета мебели, поэтому на фразе «Прошу садиться, господа!», господа просто приседают. На террасе происходит основное действие, но внутри дома тоже есть жизнь. То и дело кто-то выскакивает из окон, бегает вверх-вниз по лестницам, спускается из окна на шторе или ломится в двери, исполняя практически цирковые трюки. В спектакле нет статики, все несется на бешенных скоростях и таких же бешенных эмоциях. Засиделись господа в уездном городе, пора и встряхнуться.
Не только господа засиделись, но и дамы. Тоска в провинции, некому и наряды показать. Поэтому с приездом ревизора Анна Андреевна (Яна Сексте) взрывается, как склад с боеприпасами, вся нерастраченная энергия ураганом вылетает наружу, сметая все на своем пути. Не обращая уже никакого внимания ни на мужа, ни на знакомых, городничиха вытряхивает из закромов все самые лучшие наряды и примеряет их на бедолагу Добчинского. И решив наверняка поразить столичного модника, предстает, в итоге, в образе Нефертити. Неожиданное решение для провинциальной благородной дамы.
Неожиданные костюмные решения – еще одна изюминка спектакля. Фантазии творческой группы, в исполнении художника по костюмам Марии Скурихиной, обернулись совершенно шедевральными образами. На Сергее Угрюмове (Ляпкин-Тяпкин) охотничий костюм: шляпа с перьями, высокие сапоги, перчатки, патронтаж и бинокль, а на пиджаке от пояса до плеча – трофей в виде чьей-то шкурки. Ну и как же охотнику без роскошных усов.
Христиан Иванович Гибнер (Виталий Егоров) – вылитый учитель танцев, в бархатном камзоле и белоснежном парике что-то вещает на своем языке, периодически переходя на тирольское пение. На почтмейстере (Павел Шевандо/Никита Уфимцев) – форменный мундир, но на ногах балетные пуанты. Стремительно летает почмейстер по сцене, прямо как почта России. Младшая из двух прекрасных дам (Наталия Качалова/Юлиана Гребе) – настоящая русская красавица в огромном блестящем кокошнике и не менее огромном воздушном платье.
Сам же городничий Сквозник-Дмухановский (Владимир Машков) – весь в бордовом бархате, со звездами на груди, а в финале так и вовсе в императорском наряде с женой-императрицей («Кто тут, к примеру, в цари крайний?»). Дуэт Владимира Машкова и Яны Сексте – непередаваемое зрелище. Это уже не российская провинция, это какой-то Неаполь. Страсти кипят такие, что вот-вот дом рухнет. Куда там заезжему мальчишке со своим игривым флиртом, тут любовь на грани жизни и смерти, ураган и цунами вселенского масштаба.
Этот ураган в лице Владимира Машкова и есть основа спектакля. Он – ось земли, вокруг которой все вращается, центр притяжения энергии и талантов участников спектакля. Он ведет за собой и коллег и зрителей, он держит мертвой хваткой вот этот самый момент – момент абсолютного единения душ всех, кто сейчас здесь.
И зал единодушен – спектаклю быть! Быть вот таким: гротескным, ярким, стремительным, талантливым, энергичным и потрясающе смешным!
PS: А Бобчинского и вовсе не существует, просто у Добчинского раздвоение личности!
Больше фотографий:
фоторепортаж 1
фоторепортаж 2