Работа со спонсорами: как выстроить отношения, чтобы не стать рабом ситуации. Юридические тонкости

Работа со спонсорами: как выстроить отношения, чтобы не стать рабом ситуации. Юридические тонкости

Каждое учреждение культуры не прочь обзавестись спонсором и на выгодных условиях развивать свою деятельность. При этом, если это государственное учреждение, то неплохо бы упростить себе жизнь по 44 ФЗ. Но всё ли так просто? Стоит помнить и о ряде важных пунктов, которые позволят Вам не просто получить желаемые ресурсы, но и не стать должником крупной коммерческой организации. Рассказывает юрист в области культуры и искусства Валерия Маламура.

Стоит помнить: спонсорство и благотворительность – разные вещи!
Однако: спонсором признается лицо, не только оказывающее помощь в обмен на распространение информации о себе, но и предоставляющее такую помощь безвозмездно, то есть, не рассчитывающее на упоминание своего имени во время проведения спонсируемого мероприятия.
Следовательно, в первом случае организация платит налог на прибыль, основываясь на нормах закона «О рекламе», во втором – нет.
Главным отличием безвозмездного спонсорства от благотворительности является цель предоставления средств. Это обязательно должно быть финансирование определенного мероприятия. 

Но спешить заключать договор «О безвозмездной спонсорской помощи» не стоит хотя бы по причине следующих обстоятельств:
1. Спонсорская организация предоставляет большие суммы с условием её упоминания: на афишах, в СМИ, в раздаточной продукции и т.п.
2. Такой договор позволяет Вам не просто получить деньги на мероприятие, но и озаботиться о рекламе, которая в реальности проектам жизненно необходима.
3. Чем больше и громче (в пределах разумного) Вы сообщаете о своём спонсоре в СМИ, на мероприятиях и т.д., тем выше вероятность, что количество спонсоров возрастёт: здесь играет особый момент репутации проекта, а именно – если крупная организация разглядела в нём потенциал, то риски минимальны, а сам проект – привлекателен и выгоден как минимум репутационно.

Но простым всё кажется на первый взгляд. Цель спонсоров не просто поддержать проект, но и в рамках конкретного культурного мероприятия напомнить о себе, подчеркнуть свою заинтересованность социокультурными процессами страны, региона, города. Они не просто дают деньги, потому что им нравится проект, они финансируют проект и, в случае договора «О рекламе», преследуют цель собственного продвижения в информационном пространстве. Поэтому стоит помнить, что обязательно должно быть в договоре о спонсорстве:
– на какое конкретное мероприятие / событие / проект выделяются деньги;
– на основании какой статьи перечисляются денежные средства (так, если это 582 статья ГК РФ, то это – безвозмездная финансовая помощь);
– условия предоставления средств: на основании только договора или необходим ещё письменный запрос;
– объявление или не объявление о спонсорстве при проведении мероприятий;
– предоставление спонсору право на участие в мероприятиях;
– иные обязанности учреждения культуры.

Спонсор имеет право требовать все документы, подтверждающие факты использования денежных средств, а именно: договоры, акты и т.д.
Спонсор вправе проверять целевое использование учреждением культуры денежных средств, предоставленных в качестве безвозмездной финансовой помощи на организацию и проведение мероприятий.
Дополнительные требования, не предусмотренные в договоре и не являющиеся обязательными на основании закона, являются недействительными, если, разумеется, стороны не заключили дополнительное соглашение. Но, замечу, дополнительное соглашение Вас никто не может заставить заключить, особенно, если оно противоречит Вашим интересам.

Что же касается возмездного спонсорства, которое вы получаете согласно закону «О рекламе»? Рекомендации здесь следующие, которым пренебрегать не стоит хотя бы в силу возможного риска возврата потраченных денег обратно:
1. Прописывать обязанности по рекламе исходя из собственных возможностей: если Вы в состоянии изготовить 100 афиш, не надо писать 1000, если Вы не в состоянии упоминать в каждом материале СМИ о спонсоре, напишите среднее число таких упоминаний. Тем более многие СМИ, пользуясь своей свободой, данной им по закону, могут спокойно не упомянуть о спонсоре, рассматривая это уже как прямую рекламу.
2. Собирать тут же все скрины новостей, активные ссылки и иные материалы, подтверждающие Вашу добросовестность: одну афишу и договор на печать 100 таких афиш, материал в СМИ – активная ссылка на него и скрин новости или же сохранённый материал в формате PDF.
3. Звать спонсора на все мероприятия. Это позволит открыто следить за Вашей деятельностью.
4. Использовать размеры логотипа и текст, данный Вам спонсором без сокращений и уменьшений размеров. Разумеется, шрифт может быть любым, а вот делать логотип в 2 раза меньше своего – уже недобросовестность, за которую можно позднее поплатиться.
5. Упоминать спонсора везде, где это должно быть по договору: на радио, телевидении, в интервью, в печатной версии материала. Это уже не просто момент исполнения обязательств по договору, это ещё и моральная сторона вопроса: смогли бы Вы реализовать свой проект без спонсора?

Помните, что все условия и возможности стоит обговаривать на берегу, а потом обязательно беспрекословно следовать им для сохранения собственной репутации и возможности дальнейшего сотрудничества!

Автор – Валерия Маламура