Любовь, интриги, страсти, столкновение маленького человека и государства, помешательство и несколько трагедий, загадочная русская душа и один из самых страшных периодов в истории страны. Всё сошлось в «Царской невесте» в театре «Новая Опера» в постановке Юрия Грымова. Опера Николая Римского-Корсакова заметно сокращена по объёму, но более динамична и понятна человеку из века гаджетов.
Действие происходит во времена правления Ивана Грозного. Опричник Григорий Грязной влюблен в купеческую дочь Марфу Собакину, однако девушка уже посватана за другого. Григорий Грязной просит у царского лекаря Бомелия приворотное зелье, чтобы сыскать расположение Марфы. Разговор подслушивает его любовница Любаша, которая от злости и ревности хочет погубить Марфу, и обращается к лекарю за ядом.
В это время царь Иван Грозный ищет себе невесту. Выбор царя падает на Марфу Собакину, чему никто не может противостоять. Ещё не знающий об этом Григорий Грязной подсыпает Марфе в питьё зелье, а Любаша подменяет бокал на другой, с отравленным напитком. Царская невеста вскоре заболевает, начинаются поиски виновного и безжалостные казни.
Режиссёр Юрий Грымов и сценограф Владимир Максимов поместили действие в огромную деревянную конструкцию, напоминающую башню-клетку – символ опричного русского государства. При этом молодёжь ярко одета, радуется жизни – ведь молодость всё равно берёт своё, чтобы ни происходило в стране и жизни. Красочные и динамичные массовые сцены пусть и не передают дух эпохи, но добавляют действию скорости и задора.
Очень контрастирует с молодёжью царский лекарь Бомелий – образ дряхлого старика вызывает отвращение. Кажется лишним на этом празднике жизни мрачный опричник Григорий Грязной, пренебрегающий чужими чувствами и устоявшимися в обществе правилами. Интриганка Любаша и внешностью, и несуразным нарядом противопоставлена лёгкой и воздушной Марфе Собакиной.
Однако замечательна не только внешняя, но и музыкальная проработка образов. Усилиями солистов зритель чувствует чистую и светлую Марфу, отмечает коварство Грязного, хитрость Любаши, жестокость Бомелия. Весь драматизм взаимоотношений героев и их беспомощность перед судьбой, которую нужно принять как факт, подчёркивает музыка – где-то торжественная и спокойная, где-то зловещая, где-то взволнованная, где-то трагическая. Всю постановку в действие незримо присутствие грозного царя, ломающего человеческие жизни.
Историческая справка:
В основе оперы «Царская невеста» одноимённая пьеса Льва Мея. Римский-Корсаков обратил внимание на эту пьесу ещё в 1868 году, но к созданию оперы на её сюжет приступил лишь 30 лет спустя. Композитор создал «Царскую невесту» за несколько месяцев, и её премьера состоялась в 1899 году в Московской частной русской опере Мамонтова.