Фестиваль памяти Олега Табакова «Атом солнца» и круглый стол «Метод Табакова». Помним, любим и восхищаемся

В Москве завершается фестиваль памяти Олега Павловича Табакова «Атом солнца». С сентября по декабрь на сценах ведущих московских театров можно было увидеть постановки учеников Олега Павловича, для студентов театральных вузов была организована масштабная образовательная программа, а мэтры современного театра специально собрались, чтобы обсудить «метод Табакова».

Название фестиваля «Атом солнца» возникло из фразы драматурга Виктора Розова, который, увидев Олега Табакова в спектакле «В поисках радости» сказал, что артист «проглотил атом Солнца», подразумевая, что «атом Солнца» – это талант. Однако уникальность Табакова в том, что он не только был выдающимся артистом, но и успешно и мастерски передавал «атом Солнца» другим, обучая и поддерживая большое количество талантливых актёров, режиссёров и педагогов.

Организатором «Атома солнца» выступил Театра Олега Табакова, в фестивале приняли участие МХТ им. А.П. Чехова, Театр Наций, Московский Губернский театр, Театр на Таганке и Московская театральная школа Олега Табакова. Программа фестиваля включала три основных направления: режиссура, педагогика и менеджмент. Каждое из них курировали те ученики Табакова, которые состоялись именно в нём. 

В рамках фестиваля прошли профессиональные мастер-классы для студентов профильных вузов и Московской театральной школы Олега Табакова. Видеозаписи занятий, которые провели Евгений Миронов, Марина Зудина, Сергей Безруков, Евдокия Германова, Андрей Смоляков, Владимир Машков, в ближайшее время будут выложены в открытый доступ.

14 декабря в Театре Олега Табакова состоялся круглый стол «Метод Табакова». Участниками беседы стали Владимир Машков, Анатолий Смелянский, Константин Райкин, Валерий Фокин, Андрей Дрознин, Сергей Газаров, Авангард Леонтьев. Вспоминая работу с Олегом Павловичем, они пытались сформулировать для публики, что же это такое «метод Табакова» и какое взаимное влияние оказали Мастер и его ученики друг на друга. Каждый спикер поделился, что он чувствовал, работая рядом с Табаковым, что замечал и перенимал у него.

Художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков сравнил своего учителя с большим адронным коллайдером – ускорителем заряженных частиц, предназначенным для разгона протонов и изучения продуктов их столкновений, цель которого – поиск отклонений от Стандартной модели (в физике).

По мнению Машкова, Олег Табаков искал нестандартное вокруг, разрушая привычные представления о профессии. «Мне кажется, Табаков и занимался этим, сталкивая таланты на огромной энергетической скорости», – отметил он. Машков добавил, что символично, что сокращённо большой адронный коллайдер называется БАК, и мы, если включим воображение, найдем эту аббревиатуру в фамилии ТаБАКов.

Актёр Константин Райкин у Табакова не учился, но считает его самым важным человеком в профессии, сильно повлиявшим на него, «простого сына Райкина». Их творческое сотрудничество началось в «Современнике», где Табаков был не только актёром, но и директором, а молодой артист Райкин ещё и делил с ним гримёрку. Райкин отметил гениальную способность Табакова, играючи, разрушить любую концепцию или с ходу объяснить артисту смысл сложной роли, умение вселить человеку веру в себя и в успех.

Режиссёр Валерий Фокин, возвращаясь к теме круглого стола, сказал, что Табаков сам был «ходячий метод»: «Он был феноменально одарён разными талантами. Он был невероятно противоречив, но его недостатки были столь же великие, как и его достоинства». Важным качеством Табакова-педагога, по словам Фокина, было «умение селекционировать, умение найти, увидеть в молодом человеке то, что ты ещё никак не можешь увидеть».

Поразительный «нюх» Табакова на таланты подтвердил педагог по сценическому движению и режиссёр по пластике Андрей Дрознин, много лет работавший с ним вместе. Актёр Авангард Леонтьев и режиссёр Валерий Фокин вспомнили, как на прослушивание пришла Елена Майорова, и Табаков сумел разглядеть в ней даровитую актрису тогда, как другим это не удалось. Актёр Сергей Газаров вспомнил собственное поступление к Табакову.

Театральный критик Анатолий Смелянский рассказывал об Олеге Табакове в быту, в общении с чиновниками, на записях телепередач и интервью. Не обошлось без воспоминаний комичных ситуаций, случавшихся за кулисами и на официальных приёмах. Круглый стол получился очень личным для каждого спикера и душевным для всех собравшихся. На высокой ноте участники беседы попрощались со зрителями.

Текст – Анна Смолякова и Наталия Алейнова

URL List