«Дуэль», МХТ им.А.П.Чехова. Повседневность безделья

Кавказ, жара, повседневная жизнь небольшого общества. Разные люди, разные характеры, разные жизненные пути. Противостояние, неприятие друг друга, поиск цели и смысла. На сцене причал: деревянный помост, перевернутая лодка, канаты, шуршит под ногами галька.

Фото: Екатерина Цветкова

Сбоку маленький столик, накрытый к обеду, за которым герои ведут философские беседы и спорят о человеческом предназначении (сценография Николая Слободяника). Постоянная обеденная компания, состоящая из доктора Самойленко (Дмитрий Назаров), дьякона Победова (Валерий Трошин) и биолога фон Корена (Евгений Миллер), как водится у Чехова, необычайно колоритна.

Фото: Екатерина Цветкова

Большой и добрый Самойленко любит весь мир. Ему хочется, чтобы все были друзьями, никто никого не обижал. Он не хочет видеть никаких недостатков и готов помогать всем и каждому. Фон Корен же, напротив, резок в суждениях, непримирим и серьезен до крайности. А между ними по-детски смешливый, милый и забавный дьякон, немножко колеблющийся, но все же отстаивающий свою веру.

Фото: Екатерина Цветкова

И текли бы их беседы тихо-мирно, если бы не Лаевский (Анатолий Белый/Александр Усов), которого фон Корен терпеть не может, а доктор жалеет. Лаевский – рефлексирующий бездельник, сбежавший на Кавказ с чужой женой, которой он уже наигрался и тяготится. И хочется ему бросить все это опостылевшее приключение и вернуться к прежней жизни, но без обременения в виде Надежды Федоровны (Наталья Рогожкина).

Фото: Екатерина Цветкова

Она же – эфемерное создание, вся в рюшах, кружевах и кокетстве, не хочет этого замечать, как не замечает она и окружающий мир, совершенно не считывает отношение к себе, из-за чего и попадает в беду.

Фото: Екатерина Цветкова

Надрывное самобичевание Лаевского и едва сдерживаемое бешенство фон Корена в итоге и приводит к дуэли. Лаевский-Белый и Лаевский-Усов это два разных человека (на мой взгляд). Не то чтобы они уж совсем были непохожи, но есть в них миллион нюансов, тонов, каких-то едва улавливаемых штрихов, рисующих персонажа немного иначе.

Фото: Екатерина Цветкова

Образ, созданный Александром Усовым в «Дуэли», как ни странно, напоминает сцену из спектакля «Игроки» театра Ермоловой, где его Ихарев закрывается в сундуке. Так же и его Лаевский хочет закрыться от мира, а потом выскочить, а в мире уже как-то все само-собой наладилось. В случае с этим Лаевским, я на стороне фон Корена. Меня тоже бесит человек, не желающий отвечать за свои поступки, при этом бьющийся в истерическом самоуничижении, да еще и походя обижающий хороших людей.

Фото: Екатерина Цветкова

В Анатолии Белом все это тоже есть, но есть в нем и какая-то едва видимая сила, что-то глубоко спрятанное, но мощное. Если Усов просто ноет о том, какой он плохой человек, то Белый скорее удивляется: как так получилось, что я вот такой? А есть ли шанс стать другим?

И фон Корен даст ему этот шанс, но вовсе не из человеколюбия. У Евгения Миллера получился циничный, высокомерный, непробиваемый герой. Кажется, ему чужды любые человеческие чувства. Он умен, прекрасно образован, целеустремлен. У него есть дело, которым он увлечен. Почему же его так бесит Лаевский, случайный персонаж в его жизни? Не потому ли, что он чуть завидует этой вот расхлябанности, открытости и бессмысленности жизни Лаевского? Может он устал от постоянного напряжения, от удержания самого себя в им самим придуманных рамках? Не потому ли он так резко и нелестно отзывается о Надежде Федоровне, что завидует и не понимает почему красивая женщина выбрала столь недостойного мужчину?

Фото: Екатерина Цветкова

Кажется, он и сам не знает для чего ему эта дуэль. А понимание того, что убить он не может мгновенно сбивает с него этот четко выстроенный образ человека из стали. И какое же облегчение он испытывает от того, что дьякон в самый последний момент помешал и убийства не произошло.

Валерий Трошин в роли дьякона – милый, трогательный и смешливый. Он как частичка солнца или частичка Бога во всей этой истории. Каждая сцена с ним вызывает улыбку – веселую, печальную или философскую, но всегда улыбку. При этом он может даже ничего не говорить, одной мимикой насмешит вас до слез (например в сцене, где он крестит полученное от татарина яйцо, прежде чем его съесть). В этой истории он как некая высшая сила, вроде бы находится в тени, наблюдает за происходящим, но в последний момент спасает всех. 

Фото: Екатерина Цветкова

Доктор Самойленко Дмитрия Назарова тоже хочет всех спасти. Он большой, добрый и простодушный. Очень земной и мыслящий простыми и понятными категориями, он очень хочет, чтобы всем было хорошо. Он готовит обеды, устраивает пикники, лечит и всем помогает. Его радуют сущие мелочи. Человек широкой и доброй души, он совсем не бесхарактерный мямля. В одной из сцен он преображается, становится грозным, величественным и резким. Его глаза мечут молнии, а усы воинственно топорщатся. Настоящий благородный русский офицер!

В отличие от Кирилина (Алексей Агапов), кошмарно-мерзкого полицейского пристава, фактически принудившего несчастную Надежду Федоровну к сожительству. Когда Алексей появляется на сцене, хочется закрыть глаза. Прямая спина, резкие движения, взгляд маньяка, повадки волка, выслеживающего добычу. Он берет Надежду Федоровну за руку, и, кажется, сейчас послышится хруст сломанных костей. А его появление в ее болезненном сне – просто фильм ужасов.

Фото: Екатерина Цветкова

Сама же Надежда Федоровна Натальи Рогожкиной – болезненное, хрупкое, нервное существо, совершенно не приспособленное ни к жизни, ни к людям, не видящее дальше собственного носа и не осознающее последствия своих поступков. Она как будто соткана из облаков и сладкой ваты, из платьев и шляпок. В сущности просто аксессуар для мужчины. Сыграно блестяще, но сам персонаж добрых чувств не вызывает. Они очень похожи с Лаевским, оттого-то наверное она его так раздражает.

Как раздражает она и Марью Константиновну, женщину приличную во всех отношениях, а по сути страшную ханжу. Ольга Васильева очень смешно и достоверно играет этакую даму из высшего общества, обнаружившую на пороге что-то неприятное, недостойное, а потому угрожающее спокойствию приличных людей. Ее красноречивая мимика уморительно меняется от брезгливости к недоумению, от показного сочувствия к отвращению. 

Самый нейтральный персонаж во всей истории – Ачмианов (Армэн Арушанян). Просто влюбленный мальчик, не знающий как быть с этой влюбленностью. Да еще татарин (Виктор Кулюхин), философски-спокойный и мудрый старик.

Фото: Екатерина Цветкова

Дуэли не случилось, но финал остается открытым. Что ждет героев дальше, кто знает? 

URL List