Ольга Егошина – театральный критик, профессор Школы-студии МХАТ, доктор искусствоведения, автор нескольких книг по истории театра и многочисленных статей о современном российском театре. Книга «Театральная утопия Льва Додина» вышла в 2014 году и рассказывает о 30 годах жизни Санкт-Петербургского Малого драматического театра – Театра Европы и его художественного руководителя Льва Додина.
Повествование построено от спектакля спектаклю. Начав с краткого рассказа о Льве Додине и Ленинградского областном Малом драматическом театре (так МДТ назывался ранее) до их встречи, автор продолжает рассказ подробной историей создания каждой постановки МДТ: от «Братья и сёстры» (1985) по деревенской саге Фёдора Абрамова до «Врага народа» (2014) Генрика Ибсена. Короткими очерками внутри глав представлены соавторы спектаклей Додина – художники Давид Боровский и Эдуард Кочергин, актёры Сергей Бехтерев, Николай Лавров, Игорь Скляр и другие.
Книга – серьёзное научное исследование творчества Льва Додина, но написана как лёгкая проза. Есть ощущение, что автор очень любит предмет своего исследования и от всей души делится этой любовью с читателем. Однако читатель должен обладать определённым уровнем знаний литературы, театрального процесса, истории России, иначе могут быть сложности с восприятием материала.
Цитаты из книги:
«…Опираясь на опыт Таганки, Лев Додин решил начать работу над спектаклем с погружения городских студентов в деревенскую жизнь. Благо в начале работы и студенты, и режиссёр были весьма мало осведомлены и об авторе романа, и тем более – о селе Пекашино. Лев Додин рассказывал: «Сначала к Фёдору Абрамову были засланы самые симпатичные студентки курса. Но строгий писатель вытолкал делегаток с гневной отповедью. ˂…˃ И тогда я принял волевое решение: ехать без благословения Абрамова. Прав передвижения внутри Советского Союза нас никто не лишал, – и мы отправились искать Пекашино (по названию, которое обозначено в романе, – настолько мы были наивные)…»
«…Петрушевская появилась в МДТ в тот переходный момент, когда она из автора «новой волны» переходила в статус «живого классика» и в этом качестве благополучно оказалась на обочине театрального процесса, постепенно осваивая новые сферы приложения сил – шансон и мультипликацию. «Московский хор» разбередил в Додине память о детстве; о коммунальной квартире, где у его родителей было две комнаты, а всего проживало 16 семей, так что на места «общего пользования» приходилось 60 человек…».
«…«Жизнь и судьбу» репетировали пять лет (первые годы только на курсе в ЛГИТМиКе, потом в репетиции включились актёры МДТ), пробуя этюдно пройти все сюжетные линии романа. «Короля Лира» готовили три года, из которых почти год ушёл на репетиции первой сцены. По воспоминаниям, участников, иногда им казалось, что работа так и не двинется дальше…».
«…Высекая свой спектакль, отказываясь от многих сюжетных ответвлений и фигур, Лев Додин шёл по магистральной линии автобиографического романа Гроссмана, исследуя противостояние и переплетение судьбы государства и частной жизни частного человека, противостояние одиночки с его любовью, памятью, «дурьей добротой» и личной честью и огромной машины военной и государственной, которая смалывает индивидуальные жизни в одну общую судьбу…».
«…Главным действующим лицом спектакля стало именно пространство вокруг дома Прозоровых. Чёрный воздух, окруживший дом, был физически ощутим. В сумерках таилась опасность, жила тревога. Ощущение близящейся катастрофы усиливалось от акта к акту. Дом Прозоровых выплывал из глубины и зависал…».