Показная благопристойность и личная выгода, хорошее дело и грешные помыслы, слепая вера в Бога и полнейшее разочарование в земной жизни сошлись в одно время в одном месте. Спектакль «Киргиз-кайсацкая орда» «Коляда-театра» совместил в себе несовместимое и рассказал честно и жестко о том, во что готов поверить далеко не каждый.
Место действия – подсобка при церкви, куда люди приносят ненужные вещи для того, чтобы их могли отдать нуждающимся. Здесь работает Лидия (Татьяна Потехина), женщина лет 30, верующая, смиренная. Сортировать вещи ей помогает юродивый Ваня (Мурад Халимбеков). Их спокойный мирок разрушает Анна Петровна (Ирина Плесняева), пожилая помощница церковного батюшки, энергичная, но пронырливая, злоязычная, бестактная.
Представ полной противоположностью двух обитателей подсобки, Анна Петровна тем не менее выводит и их на чистую воду. Выясняется, что не так-то прост дурачок Ваня, да и Лидия на руку совсем не чиста. Первый, в прошлом успешный человек, сбежал в церковь от самого себя. Вторая, в прошлом любящая мать, открыла в церкви новую страницу в своей судьбе. А прячется всё это под словом «вера». Ей же прикрывается и Анна Петровна, способная дать сто очков вперёд опытной интриганке в мирской жизни.
Как часто бывает у Николая Коляды, здесь, в маленьком замкнутом пространстве, можно рассмотреть макет всей страны: с невыносимыми характерами, страшными пороками, беспросветностью и безысходностью. Ужаса нагоняет, что происходит всё это в святом месте, где делить нечего, а нужно верить. Люди же, при других обстоятельствах вряд ли ставшие бы разговаривать друг с другом, безжалостно ранят друг другу души и безапелляционно оправдывают себя. Да и как верить, когда приходишь в церковь, а за всё нужно платить? Так и выходит, что киргиз-кайсацкая орда кругом – неверующие, озлобленные, дикие.
Играют спектакль практически на пустой сцене. Основной элемент декораций – тюки с вещами, которые перебирают, а потом ими же кидаются и надевают на себя герои. Здесь на выброшенных и ненужных вещах они пытаются возродить свои жизни, ненужные им самим и выброшенные ими же самими на обочину. Нацепив на себя побольше хлама, Ваня и Лидия в финале идут, не зная куда. Только с такой ношей далеко не уйдёшь.