Об этом забывать нельзя, а напоминать лучше почаще. Об ужасах и лишениях Великой Отечественной войны сейчас расскажут лишь немногие очевидцы и участники тех событий. Однако их горечь и боль сохранили стихи и проза, а Электротеатр Станиславский подготовил музыкально-поэтические чтения «Моё поколение».
Из отрывков из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», песен военных лет и поэзии Константина Симонова, Ольги Берггольц, Булата Окуджавы и многих других сложился спектакль-память, где нынешние 20-30-летние люди выступают в роли своих сверстников – современников страшного военного периода.
Перед зрителями оживают картины блокадного Ленинграда, тяжёлые будни бойцов и медсестёр, выносивших с поля раненных. Не обходит стороной спектакль военное детство – одну из ролей исполняет мальчик – а также затрагивает тему женщины на войне и отношение к ней в послевоенной время.
Воспоминания девушек-фронтовичек, собранные Светланой Алексиевич, в устах актрис Электротеатра рисуют картины жуткого быта, непреодолимых обстоятельств, рискованного бесстрашия. Ранит и будоражит обидное и несправедливое отношение советского общества к женщинам, совершавшим подвиги наравне с мужчинами, но судимых теми, кто настоящей войны никогда не видал.
Спектакль играют на Электролестнице. Это величественное, мраморное, пустое пространство способно передать и холод военных зим, и атмосферу опустевших городов, и ужас ночных бомбёжек, и тесноту переполненных госпиталей. Здесь прячутся в окопах, ютятся в землянках, поют под гитару у костра и совершают марш-бросок.
О другой, мирной, жизни напоминает открывающая действие фонограмма со звуками смеха, городского шума, повседневной жизни. Пластическими движениями актрисы передают неестественность и травматичность перемен, привнесённых войной. Падающие в начале и разбросанные на протяжении всего спектакля по сценическому пространству солдатские письма-треугольники – летопись нашей истории.
Этот спектакль играют нечасто, однако он важный и нужный. Это дань поколению, где ребёнок мог всю войну не видеть кошку, девушка мечтала просто дожить до 18 лет, потерявшая ребёнка женщина думала лишь о живых, а тысячи людей погибали у незнакомого посёлка на безымянной высоте.