Спектакль «Кто любит Панкратова?», Театр.DOC. Только мат, только хардкор

Спектакль «Кто любит Панкратова?», Театр.DOC. Только мат, только хардкор

Живёт себе обычный мужчина Панкратов, ходит на работу, пьёт пиво, смотрит телек, ругается с женой, матерится через слово. Всё в жизни понятно, стабильно, рутинно, и менять он ничего в ней не собирается, всё устраивает. И тут бац! Анонимное письмо в почтовом ящике на его имя с объяснениями в любви, да ещё и от мужика! Мир перевернулся, стабильность рухнула, жизнь наполнилась тревогами, подозрениями, размышлениями. Как с этим жить, представили в Театре.DOC в спектакле «Кто любит Панкратова?», режиссёр – Игорь Стам.

В основе постановки пьеса Дмитрия Карапузова. Идея спектакля по ней принадлежала художественному руководителю Театра.DOC Михаилу Угарову (1956-2018), однако он не успел её реализовать. Игорь Стам изначально должен был участвовать в спектакле как актёр, однако в 2019 году решил выступить постановщиком.

Режиссёр показал своего Панкратова (Виктор Кузин) типичным российским обывателем, живущим пусть от зарплаты до зарплаты, но без особых потрясений и проблем. Кругозор Панкратова настолько узок, что он даже не знает, кто такая Татьяна Ларина. Сильных эмоций он не испытывает, тёплых чувств ни к кому не питает. Это зона комфорта! Приходящие любовные анонимки заставляют героя нервничать, юлить перед супругой, раздражаться. Хотя, казалось бы, в жизнь ведь пришла любовь! Пусть и таким вот корявым способом. И отчего бы ей не заиграть новыми красками?

Но нет, чувства и мысли Панкратова вертятся лишь вокруг темы гомосексуализма и поисков отправителя. Он внезапно начинает замечать вокруг всё связанное с геями: и болтовню из телевизора, и новые картинки эротического содержания в подъезде, и необычное, на его взгляд, поведение прохожих, и, как ему кажется, косые взгляды знакомых и коллег. Время идёт, а Панкратов становиться более агрессивным, более замкнутым, более одиноким. Любовь незнакомого человека не только не разбудила в нём позитивных эмоций, но не вызвала даже мысли, что любить – это прекрасно, любить – это просто, любить – это нормально.

Как настойчиво эта любовь пытается достучаться до сердца Панкратова, гениально обыграно с помощью обычного холодильника – места, куда люди заглядывают как минимум один раз в день: открывается дверка, льётся голубой свет (прямой намёк на однополые отношения), приятным голосом зачитываются послания. Но реакция Панкратова всегда одна и та же – будто он привидение увидел. Это отлично удаётся актёру Виктору Кузину. 

Интересно удалось представить квартиру Панкратова – работающий телевизор, реплики жены, лязг открывающейся двери доносятся из комнаты рядом со сценой, и возникает ощущение, что находишься действительно в многоквартирном жилом доме. Стоящие же непосредственно на сцене предметы быта Панкратова не ограничивают действие лишь его жилищем. Стоит актёрам выйти на авансцену лишь с металлической заводской деталью в руках, и мы уже на работе у Панкратова. Если нужно герою прогуляться гараж или сходить в гости – помогает видеопроекция.

Стоит оговориться, что количество нецензурной лексики в постановке превышает привычное слуху типичного зрителя. Но из песни слов не выкинешь – не может такой Панкратов разговаривать высоким литературным языком. Поэтому – только мат, только хардкор!