«Золотая Маска-2020». Номинанты в категории «Эксперимент»

Разбираемся, какие спектакли могут признать экспериментами сезона по мнению экспертов главной российской театральной премии.

1000 ШАГОВ С КИРИЛЛОМ СЕРЕБРЕННИКОВЫМ
Мобильный Художественный театр, Москва
Режиссер Кирилл Серебренников был арестован по делу «Седьмой студии» в 2017. Он провел под домашним арестом 594 дня — это больше полутора лет. Каждый день он мог гулять по Москве заданным маршрутом не более двух часов.
Писатель и режиссер Михаил Зыгарь создал спектакль, который ведет вас тем же треугольником по Остоженке и Пречистенке, позволяет физически ощутить не только историю, но и ограничения творца в отношениях с властью.

В чем эксперимент:
Мобильный художественный театр работает для одного зрителя в декорациях города. Это озвученная театрализованная экскурсия, степень погружения в которую определяется вашим воображением. Ни актеров, ни кресел зрительного зала, ни очереди в гардероб — вы зависите только от себя, пространства и смартфона с установленным приложением.
Скачав спектакль, вы выбираете удобное время, приходите в указанное место старта, включаете наушники и нажимаете play. На карте в приложении отображаются точки маршрута, а голос Серебренникова ведет по ним. Скорость передвижения выверена так, что вы всё успеете, но если нет, можно поставить на паузу.

DEVIL COMEDY
Бинарный Биотеатр, Москва
Если в названии вы распознали отсылку к «Божественной комедии», всё правильно. Этот спектакль — странное путешествие по Дантовому Аду в современных реалиях и 34 главах (песнях). Поставил его актер Театра.doc, андеграундный режиссер и театральный панк Вася Березин.

В чем эксперимент:
Спектакль идет девять дней — по количеству кругов ада. Актеров 34, соответственно, зрителей может быть ровно столько же. Одному человеку предназначается одна песня, а обстоятельства ее исполнения вы выбираете из списка. Это может быть служба в Лютеранской церкви, звонок по телефону, приют для собак, ужин, вечеринка, убийство на пустыре, музей современного искусства, вокзал, стройка, метро, такси, исповедь, похороны, детский сад, Маша… Всего вариантов, как вы уже поняли, 34. Можно выбрать комбинацию и день из назначенного периода, в который глава будет исполнена.

ВРЕМЯ, КОТОРОЕ
«Pop-up театр», Санкт-Петербург, Союз театральных деятелей РФ, Центральная научная библиотека СТД РФ, Москва

Сюжет основан на реальной истории: в 1939 году, когда арестовали Мейерхольда, две сотрудницы библиотеки спрятали папки с рецензиями и газетными вырезками, чтобы сохранить воспоминания о великом режиссере. В спектакле Семена Александровского по пьесе Аси Волошиной вы проследите судьбу нескольких поколений и почувствуете, как их история приводит к вам здесь и сейчас.

В чем эксперимент:
Это аудио-спектакль, который проходит в читальном зале работающей библиотеки лично для вас.

ГЭС-2 ОПЕРА
Фонд V-A-C, Москва
Электростанция как повод для творчества? Легко! Особенно когда ее закрытие знаменует смену эпох. Необычный спектакль Всеволода Лисовского построен на воспоминаниях обходчика, проработавшего на станции несколько десятилетий, и использует пространство как декорацию для оживающей памяти. Предприятие превращается в культурное пространство у нас на глазах.

В чем эксперимент:
Архитектура — конструктивистский корпус станции «Бастилия» (его  называют так из-за бойниц на башне) с пандусами и постоянно движущимися лифтами системы «патерностер» — определяют драматургию спектакля. В основе либретто — вербатим в стихах. Сперва показанная, опера переходит в постоянную акустическую инсталляцию: голоса продолжают жить на станции, смешиваясь со строящимся культурным пространством.

КАЛЕВАЛА. ЭПИЗОДЫ
Национальный театр Карелии, Петрозаводск
Театр может оживить миф. В данном случае целый народный эпос — Калевалу в прочтении Олега Николаенко. Необычные картины и реальные пейзажи, фольклорные инструменты, электронная музыка и звучание карельских языков провоцируют полное погружение в традиционные истории… всего за 26 минут.

В чем эксперимент:
Этот спектакль полностью находится в виртуальной реальности. Одновременно его могут смотреть два человека, которым выдаются VR-очки.

МАМ, ПРИВЕТ
Проект В. Приваловой, Москва
Подрастешь — поймешь. Спину выпрями. А позвонить трудно было? Вынеси мусор. Где твоя сила воли? Отцовский характер. Ты хоть иногда ешь? Зачем тебе мои советы? Ты — это я.
Эти и многие другие слова говорили реальные мамы. Драматическое пространство, собранное Викой Приваловой, помогает пройти от обид и конфликтов к примирению, но у каждого путь будет свой.

В чем эксперимент:
Это спектакль-выставка личных переживаний с возможным терапевтическим эффектом. Ваш маршрут будет состоять из звуков, текстов, запахов, прикосновений и, конечно, размышлений об отношениях с мамой. И если за создание пространства отвечают авторы спектакля, то за свои эмоции и воспоминания — только вы.

МАРИЯ И Я
Театр юного зрителя, Хабаровск
Спектакль Ивана Куркина по графическому роману Мигеля Гаярдо — автобиографической истории о девочке с аутизмом и ее семье. Спектакль позволяет почувствовать, насколько важен каждый человек, даже если он отличается от других.

В чем эксперимент:
Мир Марии в спектакле состоит из десяти комнат-ящичков. Зрителей тоже десять, и каждому дается по несколько минут на комнату. Таким образом, главным действующим лицом становится не Мария или ее отец, а зрители, которые вступают в контакт с историей, исследуют пространство и пытаются понять, чем живет необычная девочка, как она мыслит и что чувствует. А в итоге понимают кое-что о себе.

ПЕЩЕРА
«Трансформатор», Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
Три человека сидят за столом, трапезничают и охотно вступают в диалог — диалог Платона. Как и в сократической беседе, не нужно быть профессором, чтобы высказывать идеи. Отвечающий на вопросы должен обладать только здравым смыслом и умением размышлять. Людям за столом есть что рассказать, и когда они делятся своим жизненным опытом, на сцене рождается текст нового философского толка.

В чем эксперимент:
Участники спектакля Володя, Захар и Саша — люди без документов и определенного места жительства. Создатель спектакля Всеволод Лисовский утверждает, что это социальный, но не инклюзивный проект. Он акцентирует внимание на тех, кого обычно не замечают, и оказывается, что они точно такие же люди, размышляющие об экзистенциальных вопросах.

ПОЖАЛУЙСТА, ДАЛЬШЕ (ГАМЛЕТ)
Компания Яна Дейвендака, «Dreams Come True», Женева, Фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург
Мы все знаем, что Гамлет убил Полония, когда тот прятался за ковром в комнате Гертруды.

Что? Крыса?
Ставлю золотой, — мертва! <…>
Я метил в высшего; прими свой жребий;
Вот как опасно быть не в меру шустрым.

После этого сходит с ума Офелия, самого Гамлета отсылают в Англию, но он возвращается с удвоенным желанием мстить. Все события трагедии завязываются в узел, распутать который невозможно. Многие ли из вас в момент убийства Полония успевали обратить внимание, что Гамлет, несмотря на убежденность в моральности своих действий, совершил преступление? Ян Дейвендак поставил спектакль, в котором этот эпизод становится точкой отсчета. Его играют в разных странах, детали меняются, но сюжет остается культурно универсальным. 

В чем эксперимент:
Этот спектакль — на самом деле судебный процесс. Актеров всего трое: Гамлет (подсудимый), Офелия (обвинительница) и Гертруда (свидетельница защиты). Все остальные — адвокат, прокурор, судья, психиатр — реальные специалисты. Зрительный зал слушает свидетельства, а затем случайно выбранные из зала присяжные решают судьбу Гамлета. Спектакль позволяет зрителям не только стать участниками истории, но и проверить на прочность собственные установки и моральные ценности.

ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЕ ГРАМОТЫ
«театр post», Санкт-Петербург
Представьте: через несколько сотен лет потомки найдут архивы ваших переписок и будут пытаться по сообщениям в мессенджерах восстановить, о чем вы думали и переживали, что радовало, что огорчало, а что казалось смешным. Попытаются расшифровать эмодзи, разложат на разные голоса и покажут в театре. То же самое сделал Дмитрий Волкострелов, взяв за основу своего спектакля новгородские берестяные грамоты XI-XVI веков.

В чем эксперимент:
Пришедшие на спектакль делятся на участников и зрителей. Пока первые читают грамоты вслух, вторые слышат техническую информацию о находках. Затем первые пытаются пересказать, о чем были их грамоты, а вторые сличают рассказы с оригиналом. В третьей части все вместе слушают Баха и озвученные грамоты (которые, кстати, из спектакля в спектакль не повторяются). Постановка обращает внимание зрителей не только на историю и быт «раньшего времени», но и на личный опыт здесь и сейчас.

URL List