Центр им. Мейерхольда для молодого режиссера Ксении Зориной является творческой родиной многих ее работ, некоторые из которых до сих пор присутствуют в постоянном репертуаре театра. Сегодня режиссер руководит собственным независимым театральным проектом «Спектакли Ксении Зориной» и всегда с удовольствием тестирует свои новые работы на искушенных в экспериментальных постановках зрителях ЦИМа.
Спектакль «Четвертая высота. Сочинение на тему» по известному произведению Елены Ильиной совсем свежий. Пока он тоже идет в ЦИМе, но скоро появится и на других площадках. Как всегда у Ксении — отличный выбор литературного материала, особый к нему подход, замечательная способность рассказать и показать историю не только словами, но и жестом, мимикой, пластикой, взглядом.
Для тех, кто читал книгу, совершенно очевидно, что не высоты, взятые юной Гулей Королевой, формируют живую и интересную повесть о судьбе обычной девочки, родившейся сто лет тому назад.
«У автора, на мой взгляд, очень точно показано, что высоты сами по себе формальны, а главное то, что между ними», — говорит постановщик и обращается только к первым главам произведения, к раннему детству героини, моменту самому важному в жизни любого человека.
На сцене перед зрителями рождается эскиз, набросок начала чьей-то жизни. Обращение к конкретной судьбе, конечно же, не случайно. Гуля Королева была девочкой с очень рельефным, ярким характером, с поступками, за которыми видна личность сильная, неординарная и талантливая. Ее мама работала на кинофабрике, и уже с ранних лет малышка попала в кино, в те годы еще называемое «фильмой». Именно на съемках, требовавших от юной актрисы самоотдачи, жертв, терпения и отваги, Гуля взяла свою первую высоту.
В спектакле, как и в книге, самые важные события – те, что случились между появлением героини на свет и ее первой вершиной. О том, как доверчивая кроха познает мир рассказывают четыре девушки — Ольга Злодеева, Люсьена Любимова, Наталия Румянцева и Марика Шмуксте. Актрисы жонглируют ролями, перебрасывая главную от одной к другой, как цветной мячик, который маленькая Гуля смело достала из клетки со слоном.
Это немногословный, но очень интересный по исполнению рассказ о той поре, когда дети еще на ты со всем миром: с животными, куклами, взрослыми, с кинокамерой. Об этом говорит и Ксения Зорина: «Наш спектакль — это история про сверхчеловека, причём не потому, что сверхчеловеком была именно Гуля Королёва, а потому, что сверхчеловеком является любой человек, любой ребёнок в момент своего рождения: ему принадлежит весь мир, он ничего не боится и для него нет непреодолимых барьеров».
Творится неспешное, красивое действо из прекрасной литературной основы, пары детских игрушек и из воздуха. В нем витают, бесконечно повторяемые актрисами слова, бормотания, ребяческие заклинания. В воздухе повисают неуловимые ухом смыслы, выразительные жесты, на полу сплетаются целые скульптурные композиции из пластичных тел. Заканчивается спектакль тоже как-то воздушно: вот он был, и словно улетел, и уже ничего больше нет….
Действие немного неожиданно останавливается на первой высоте, взятой героиней. Автор, готовая к недоуменным вопросам зрителей, объясняет это так: «Изначально планировали продолжение, но решили, что оставим как есть. Даже если бы был полный цикл, частей все равно было бы три, а не четыре. «Четвертая высота» — это название книги, это то, к чему все стремится, к четвертой высоте, а по дороге к ней — то, что вы видите. Я знаю, многие не увидят тут ожидаемого, но я люблю эту книгу и спектакль вырос именно из нее».