От Таганки в период ее расцвета всегда ждали сюрпризов. Это был свежий, надрывный, другой театр. Премьера 2020 года переняла эстафету прошлого: режиссер Юрий Муравицкий не осовременивает Мольера, но делает его уместным сегодня. Новый «Тартюф» смешивает коктейль из актеров, музыкантов, цвета и света и выкручивает ручку комедийности до предела.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/02/l1010346.jpg)
Костюмы Гали Солодовниковой с первых секунд задают тон: это нарочито нелепые и яркие одеяния с намеком на комедию дель арте. Грим тоже клоунский, с белилами и высокими париками — эдакая «Деревня дураков» в аристократической манере. Актеры (Василий Уриевский, Дарья Авратинская, Евгения Романова и другие) с удовольствием, видном в каждом движении, отрабатывают свои нелепые образы. Они предъявляют себя как кукол: двигаются нарочито схематично и точно так же выкрикивают текст. Поначалу все говорят с неудобным для понимания акцентом (французским, немецким) или картавят. Так смешнее? Возможно. Правда, все время кажется, что за кривляющейся кукольной семьей стоит нечто большее, чем желание просто повеселить зрителей.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/02/l1010397.jpg)
По обе стороны от сцены музыканты. Гитара, виолончель, синтезатор и барабаны — маленький оркестрик не просто сопровождает действие, а управляет им. Музыка продвигает сюжет, а каждому характерному жесту героев соответствует звук струны или клавиши. Периодически хочется сделать речь актеров потише, а музыку, наоборот, вывести на первый план, ведь она создает происходящему едва ли не большее настроение, чем все персонажи.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/02/l1010403.jpg)
Светящаяся коробка сцены окрашивается в яркие цвета: белый, желтый, розовый, фиолетовый, а в моменты проявления бесовской природы Тартюфа — алый. Неоновые контуры и бумажные стены подчеркивают, что дом господина Оргона ненастоящий, как и его обитатели. Раздвигающаяся дверь, которую ни один из героев не может открыть самостоятельно, подсвечивает их зависимость от чего-то большего, что они не в силах постичь. На сцене нет ничего лишнего, а цветовые решения продуманы настолько, что даже случайный кадр получится красивым. Зрители смотрят не спектакль — гипнотически привлекательное и яркое реалити-шоу в 4к разрешении.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/02/l1010599.jpg)
Казалось бы, зачем помещать в такую красоту набивший оскомину текст Мольера? Юрий Муравицкий и актеры театра на Таганке от души играют со словами, но не со смыслами — в фокусе их внимания форма, не мораль. Но если присмотреться, этически 17 век не сильно отличается от 21, и в диджитал эпоху ключевые проблемы не меняются. Простаки встречаются с обманщиками, в семьях люди не слышат друг друга, а суровое государство может кого угодно арестовать. Контекст не претендует на откровение, в нем живем мы все, поэтому шоу и удается.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/02/l1020029.jpg)
В этой постановке важна фарсовая природа действия, обращенная к восприятию зрителей. «Не надо размышлять, просто смотрите», — будто бы говорит режиссер, а актеры и музыканты наслаждаются каждой секундой санкционированных кривляний. Тем больше огорошивает метафорический финал, такой натянутый у Мольера и столь же оправданный у Муравицкого. Высшая сила (король? Бог? А может, дьявол?) решает, что шоу окончено, рушит домик и складывает кукол в коробку. Мелкий бес Тартюф не справился с задачей, не разрушил жизнь добропорядочной семьи, а значит, серий с его участием больше не будет. И только шута, всю дорогу не успевавшего за сюжетом, минует чаша сия — возможно, потому что он один не претендовал на то, чтобы казаться человеком.