Толпы вокруг Сальвадора. В Манеже открылась масштабная выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство»

Толпы вокруг Сальвадора. В Манеже открылась масштабная выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство»

До 25 марта 2020 в московском Центральном Манеже работает выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Поскольку его работы не просто интересны, но и в том числе связаны с театром, мы не смогли пройти мимо и решили рассказать, чего ждать от этой масштабной выставки.

Те, кто был на прошлогодней выставке Диего Риверы и Фриды Кало, помнят, как фонд «Связь времен» и музей Фаберже работают с экспозицией. Синий, красный и белый залы и точечное освещение помогает проникнуть в суть картин, по достоинству оценить цвета и формы. По выставке водят экскурсии, а индивидуальным посетителям предлагают аудиогиды, но и без этого можно понять логику размещения картин и узнать интересные факты. На стенах крупным шрифтом рассказывают об этапах творчества Сальвадора Дали: о его раннем увлечении импрессионизмом (например, «Купальщицы в Эс-Льянер»), затем авангарде («Кубистический автопортрет») и сюрреализме, в котором художник проявил себя страстно и фанатично (здесь и «Мягкий автопортрет с жареным беконом», и «Два куска хлеба, выражающие любовные чувства», и «Пейзаж с загадочными элементами», и другие известные картины художника), затем об атомном мистицизме — переосмыслении ядерной физики в искусстве (сюда относятся «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» и «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля»), и, наконец, о позднем возвращении к классическим формам, но со свойственным Дали сюрреалистическим уклоном (сюда относятся «Инфанта Маргарита, проявляющаяся на силуэтах некоторых кавалеров во внутреннем дворе Эскориала» — отсылка к Веласкесу — и, например, «Пейзаж со скрытым изображением Давида Микеланджело»). Разумеется, везде в его творчестве присутствует любимая женщина и муза Гала. На выставке вы увидите и «Дали со спины, пишущего Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах», и «Три загадки Галы». Таким образом, выставка из 188 работ получилась не только разносторонней и содержательной, но и биографичной, а также открывающей публике не самые известные картины художника.

Отдельно описано творчество художника в театре. Вместе с хореографом Леонидом Мясиным в период Второй мировой войны (с 1939 по 1944 годы) он создал три балета, каждый из которых, впрочем, оглушительного успеха не имел. Эскизы к «Лабиринту» на музыку Шуберта и «Вакханалии» на музыку Вагнера на выставке не представлены, но получится увидеть несколько работ к «Безумному Тристану» (балет по «Тристану и Изольде» того же Вагнера). Мрачные и наполненные образами, они соединяют стилистику художника со сложно музыкой, которую, кажется, можно услышать через полотно. Тем необычнее смотрятся эскизы к «Ромео и Джульетте» Шекспира — размытые, цветные, так не похожие на типичные для Дали сюжеты.

Целый зал на выставке посвящен иллюстрациям Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте. Яркий, с акварелями небольшого формата, посвященными и аду, и чистилищу, и раю, этот зал вызывает контрастное ощущение с предыдущими. Здесь мистицизм Дали упаковывается в иную форму, изображения теряют характерную геометричность и становятся похожи не на человеческое, но действительно на религиозное откровение. Тогда как в иных картинах Дали демонстрировал и подчеркивал свое видение мира, то здесь произведение Данте, разложенное на сотню иллюстраций, в сумме становится больше художника.

В противоположном по расположению зале демонстрируют фильмы: знаменитого «Андалузского пса» (1929) и диснеевский «Дестино» (2003) по мотивам живописи Дали. В центре выставки располагается полукруглый оазис с выдержками из книги «50 магический секретов мастерства», где художник делится как техническими наблюдениями, так и размышлениями о природе творчества — разумеется, тоже в характерной для Дали саркастичной и абсурдной манере (например, с объяснениями, почему каждому живописцу необходимо завести себе домашних пауков и как они помогут лучше писать). За выставкой находится лаунж-зона с биографией художника и дизайнерскими инсталляциями в стиле его работ. Ну и, разумеется, создатели экспозиции используют уже ставший привычным на таких выставках прием — размещают огромные фотографии Дали и Галы на стенах, выносят туда же несколько интересных цитат, а перед входом в зал и в сам Манеж помещают инсталляции, с которыми так и тянет сфотографироваться.

Вероятно, сам Сальвадор, любивший деньги и славу, был бы счастлив увидеть, какой ажиотаж вызывает его выставка в Москве 2020 года. Однако у простых посетителей в связи с этим возникает много трудностей. Вот к чему нужно быть готовыми, если вы все-таки соберетесь смотреть «Магическое искусство»:
1) Большая очередь за билетами. Если у вас есть возможность, лучше приобрести электронный билет — он действует на конкретный день, вы можете прийти в любое время и пройти практически без очереди. Скидки и льготы действуют и при покупке онлайн.
2) Вам может не хватить места в гардеробе или аудиогида. Придется подождать, чтобы их получить, поэтому рассчитывайте провести в Манеже несколько часов.
3) Даже ранний визит на выставку (она открывается в 10:00) не спасет вас от толп жаждущих приобщиться к искусству. Если в будни с утра пространство Манежа похоже на метро в час пик, то о вечерах и выходных не приходится даже говорить. Чтобы посмотреть каждую картину, нужно выждать небольшую очередь, а чтобы прочесть, как она называется, придется поработать локтями. И это если впитывать впечатления только глазами — а если вы, как и многие посетители, стремитесь все сфотографировать или ходите с аудиогидом, умножайте время на два.

Если ваше желание вживую увидеть работы великого испанца преобладает над сложностями, которые может вызвать толпа, призываем вас приходить на выставку отдохнувшими, сытыми, настроенными благожелательно и по возможности подготовленными информационно — тогда вы сможете по-настоящему погрузиться в необычное творчество Сальвадора Дали и получить от него удовольствие.