Новая постановка «Чайки» на главной столичной драматической сцене в год 160-летия автора – одно из ожидаемых событий сезона. Эта пьеса для МХТ – история и символ, о чем напоминает недавно открывшаяся в Зеленом фойе юбилейная выставка «Чайка. Перезагрузка». Всего «Чаек» в истории МХТ было 4, последняя была поставлена О.Ефремовым в 1980 г., ее «перевыпустили» спустя 20 лет в самом начале эры О.Табакова, и вот сейчас, в начале нового этапа жизни театра, – снова обращение к символу. Художественный руководитель театра Сергей Женовач ставить новую «Чайку» пригласил нового человека. Оскарас Коршунавас театральной общественности известен по гастрольным показам и постановкам в Москве и Санкт-Петербурге. «Чайка» в его режиссёрской биографии тоже была – в 2014 году он поставил её в Вильнюсе и привозил на гастроли в Москву.
Как говорил в своём интервью режиссёр, у актеров были опасения, что он займётся переносом вильнюсского спектакля на московскую сцену. Но новая постановка – не перенос в чистом виде. Получился спектакль на актеров сегодняшней труппы МХТ и даже про них – это, пожалуй, один из инструментов, с помощью которых режиссёр осторожно осовременивал пьесу и пытался вписать ее в мхатовский контекст. Сценические образы созданы с учетом луков артистов в соцсетях и ни на минуту нельзя забыть, кто на сцене. В лаконичной сценографии доминирует наклонное зеркало-экран, в котором отражаются темное озеро, гроза, крупные планы, зрители.
Все образы в спектакле получились очень яркими, во многом благодаря тому, что актёры временами играют самих себя и переносят на персонажей свои характерные черты. Театральная богиня Аркадина (Дарья Мороз) – уверенная в себе избалованная женщина, властная и порой неистовая, без всяких берегов и тормозов. Дарья Мороз в полной мере раскрывает свой темперамент, наполняет свою героиню стильной дерзостью и наслаждается свободным существованием на сцене.
Сорин (Станислав Любшин) – теряющий хватку, но не шарм, не разгадавший жизнь и не насладившийся ею. Но всё равно он хранитель семейного очага, он видит и знает больше, чем другие, но предпочитает молчать.
Нина Заречная (Паулина Андреева) хочет идти по пути в светлое будущее, перед спектаклем эффектно подъехав на лошади в Камергерский. Прекрасная и нежная, ослепительно-красивая, но словно еще не нашедшая себя.
Тригорин (Игорь Верник) – подуставший недогений и ловелас, хочет жить, но чего-то боится и поэтому живет вяло. Во многом Верник снова играет самого себя – надменные разговоры, ослепляющая улыбка, временами пошловатое существование и много самолюбования. Для его Тригорина рыбалка и пустота в голове – высшая степень блаженства.
Полина Андреевна (Евгения Добровольская) – слегка нелепая и отчаявшаяся. Это одна из лучших работ в спектакле, Евгения Добровольская немногими репликами точно создаёт образ, который во многом сияет ярче тех, кто находится на сцене постоянно.
В постановке Коршуноваса главный герой – Костя (Кузьма Котрелев), который, как Гамлет, ставит свой спектакль. Им он хочет решить сразу все проблемы – отношений с матерью и Ниной, своего будущего, доказать что-то Тригорину. Треплев постоянно «на грани», он очень раним, может безутешно и неудержимо разрыдаться от малейшего прикосновения к его душе. Он непрерывно и истерично-упоительно снимает видео, которого в спектакле очень много. Съемка того, что происходит в зале, на сцене используется как монтажный элемент, склеивает мизансцены – в постановке нет беспрерывного существования.
Где-то под излишней современностью постановки теряются канонические смыслы «Чайки», но хочется найти там уязвимость настоящих людей, скрывающихся под масками и фильтрами жизни и социальных сетей. Кажется, режиссер ставил модный европейский спектакль, местами дерзкий, с громкими актёрскими именами, с откровенной красотой и для любой публики, посещающей МХТ. Это получилось вполне успешно, а как на самом деле полетит эта «Чайка» – посмотрим.