Что помогает дирижеру извлечь звуки. Спектакль «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании», театр «Практика»

Начиная с 3 марта на основной сцене театра «Практика» мастер-классы дают выдающиеся дирижеры современности! Новый спектакль с интригующим названием «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании», задуманный и осуществленный Григорием Добрыгиным дарит зрителям редчайшую возможность увидеть дирижера за работой не со спины, а в анфас и косвенно принять участие в действии в качестве оркестранта.

В роли великих дирижеров выступают студенты Мастерской Олега Кудряшова. Давно известно, что все, кто попадает в руки этого Мастера — невероятные везунчики, ведь их незаурядные дарования гранятся им, как настоящие алмазы. Музыкальная составляющая таланта для студентов этой Мастерской важна особенно: обычно здесь все поют, танцуют и играют практически на профессиональном уровне.

фото: Иван Кайдаш

Искусству дирижирования специально, конечно же, в Мастерской не обучают, но задумка показать людей, ведущих целый оркестр к стройному исполнению сложнейших произведений в творческом полете, оказалась оригинальной и восхитительно веселой.

Атмосфера спектакля раскованна и легка. Все здорово напоминает обычное занятие студента-актера, выполняющего задание по актерскому мастерству на наблюдение. Будущие звезды театра и кино отнеслись к задаче со скрупулезностью перфекциониста. Создаваемые ими образы полнокровны и фантастически выразительны.

фото: Александр Куров

Известные дирижеры в их исполнении не просто эффектно машут палочкой перед залом, но и пытаются самовыразиться вербально перед камерой, потешно умничая и тем добавляя своему звездному статусу обычной земной простоты. Герои, дающие интервью неизвестному собеседнику, то погружаются в пучину путаной философии, как Герберт фон Караян, то мило и неостановимо болтают, как Вероника Дударова, то самодовольно «играют на камеру», как Густаво Дудамель. 

Зато за дирижерским пультом каждый из них — орел. Наблюдать за эмоциями «магистров палочки» со стороны руководимых ими музыкантов или — в данном случае — зрителей оказывается уморительно до колик. Вспоминается монолог героини фильма Киры Муратовой «Настройшик»: 

«Отчего все пианисты так ужасно кривляются во время игры? Закидывают эти глаза, корчат всякие лица? Бросаются на этот несчастный рояль, как звери? Черт знает что делают!… Вот что они хотят этим сказать? Что бы это значило? Или, если на них так действует эта музыка, то почему она так не действует на слушателей?…..То есть, музыкант изображает музыку и это помогает ему извлечь звуки? Выходит так».

Выходит так. Изображать музыку дирижеры стараются всем телом, гримасами, порой помогая себе языком, взглядом и гривой волос, если таковая имеется. Из крутого замеса высокого искусства с полной ему самоотдачей, обычной рефлекторной человеческой мимики и высокопарных монологов маэстро получается блестящая имитация симфонического концерта и умной телепередачи, которую ведет непотопляемый Владимир Познер — еще один изумительно сработанный образ.

фото: Александр Куров

Если бы студенты получали отметки за эту работу, то каждый бы точно заслужил высший балл. Театр «Практика», кроме того, радует и зрителей возможностью погрузиться в эту «студенческую кухню», почувствовать энтузиазм, незамутненность и свежесть восприятия искусства перевоплощения теми, кто скоро выйдет на большую театральную дорогу. Их стоит запомнить уже сейчас, пока они постигают азы и передают радость ощущения крепких подмостков под ногами своим первым поклонникам.