456 лет назад, 23 апреля 1564 года родился Уильям Шекспир. Интересно, что умер великий драматург и поэт тоже 23 апреля.
В репертуаре практически каждого московского театра есть спектакли по произведениям Шекспира, поэтому собрать все постановки в одной статье невозможно. Но мы выбрали самые яркие.
«Ромео и Джульетта», РАМТ
Режиссер Егор Перегудов
Новое прочтение главной романтической трагедии всех времен и народов, далеко от историзма и близко к современности. Действие спектакля происходит в декорациях подземного перехода московского метро, любят здесь мрачно и обреченно – и с одиночеством не удастся справиться никому.
«Венецианский купец», МХТ им.А.П.Чехова
Режиссер Екатерина Половцева
Екатерина Половцева в своем спектакле делает акцент на проблеме выбора. «Это спектакль о том, как мы привыкаем проходить мимо чужого горя, как осуждаем и ненавидим других и оправдываем себя, о моментах, когда агрессия выходит из-под контроля. О страшном, абсурдном суде, общей поломанности мира и о поиске любви» – говорит режиссер.
«Макбет», ШДИ
Режиссер Александр Огарев
Красивый, яркий, динамичный, в чем-то даже саркастичный спектакль, наполненный удивительными и неожиданными образами и смыслами.
«Отелло», Сатирикон
Режиссер Юрий Бутусов
Спектакль погружает во вселенную раннего Бутусова, где разгадывать этот ни на кого не похожий режиссёрский почерк – одно удовольствие. Постановка обнажает глубинные человеческие терзания, сомнения, гнев, бессилие, неуверенность, властность и беспомощность Отелло. Перед лицом своих страхов раненый зверь Отелло уязвим и беззащитен как дитя.
«Два веронца», РАМТ
Режиссер Михаил Станкевич
В этой истории о влюбленных поэтах переплелись множество разных жанров: драма, комедия, трагедия, лирика, романтика. Предательство и раскаяние становятся дорогой к чуду, которое может произойти внутри каждого человека.
«Укрощение строптивой», Большой театр
Хореограф-постановщик Жан-Кристоф Майо
Самая едкая и пикантная комедия Уильяма Шекспира в балете Жана-Кристофа Майо искрится страстью, остротой и веселостью, в то же время концентрация лиричности и трогательных моментов зашкаливает.
«Макбет», театр на Малой Бронной
Режиссер Антон Яковлев
Режиссер о спектакле: «Макбет не создан для жизни. Он – Бог Войны. Он устал убивать, устал умирать, устал от бесконечного чувства вины. У него больше нет сил оправдывать себя. Он устал жить. Впрочем, по сути этот Макбет уже мертв. Жива только оболочка. На наших глазах рождается другой, новый Макбет, который пытается вновь обрести смысл своего существования. Он либо изменит мир вокруг него, или разрушит его до основания».
«Сон в летнюю ночь», Мастерская Петра Фоменко
Режиссер Иван Поповски
Удивительно красивый спектакль, наполняющий сердца зрителей ощущением чуда. Волшебная игра актеров, мир фей и эльфов затягивает и не отпускает, именно поэтому спектакль остаётся хитом уже на протяжении нескольких лет.
«Гамлет», театр на Юго-Западе
Режиссер Валерий Белякович
Знаковый спектакль для театра. Магический танец на грани фола, между «быть или не быть», между божественным провидением и человеческой волей. Режиссер и актеры не гонятся за модой, но современность самовольно врывается в спектакль, преломляя образы в свете тех жестких истин, свидетелями которых становятся зрители XXI века.
«R&J. Ромео и Джульетта», театр Романа Виктюка
Режиссер Роман Виктюк
Знаменитая трагедия Шекспира пропитана иронией, энергией и юношеским максимализмом. На сцене только мужчины, как и во времена автора. Четверо молодых матросов, студентов Британской королевской морской школы, пережидая штиль на борту корабля, открывают томик «Ромео и Джульетты». Чтение поглощает их настолько, что, примеряя роль за ролью, они начинают разыгрывать классический сюжет, постепенно усиливая накал эмоций и меняя тональность игры.
«Макбет», МАМТ
Режиссер Кама Гинкас
Режиссер погружает зрителей в доисторические времена. Пространство Сергея Бархина напоминает марсианский пейзаж, действие оперы выходит за рамки привычных ассоциаций и аллюзий.
«Гамлет коллаж», театр Наций
Режиссер Роберт Лепаж
Спектакль о человеке, оказавшемся один на один с собственным сознанием. Все роли трагедии Шекспира исполняет Евгений Миронов.
«Сон в летнюю ночь», театр на Юго-Западе
Режиссер Валерий Белякович
Спектакль-праздник, где в шекспировской сказке сплелись смешная и динамичная комедия и глубокий философский смысл, где есть место и злободневной шутке, и классической поэзии великого драматурга.
«Ромео и Джульетта», Большой театр
Хореограф – Алексей Ратманский
Для самой печальной повести на свете Сергей Прокофьев хотел в свое время создать почти счастливый финал, чтобы Ромео появлялся минутой раньше, когда Джульетта еще была жива. Объяснял, иначе танцы на сцене будут выглядеть неоправданно. Почти столетие спустя Алексей Ратманский, немного поменял оригинальное либретто, разбудив Джульетту до того, как умрет Ромео.
«Макбет», театр на Юго-Западе
Режиссер Валерий Белякович
Последний спектакль Мастера, который можно смело назвать сценически безупречным в знаменитом стиле Юго-Запада. В багровом свете софитов разыгрывается зловещая история о гибельном тщеславии, обжигая зрителей близостью безумия.
«Буря», Et Cetera
Режиссер Роберт Стуруа
Спектакль похож на волшебную сказку, но на самом деле наполнен горькими философскими идеями.
«Ричард III», театр им.Е.Вахтангова
Режиссер Автандил Варсимашвили
Ричард в борьбе за власть презрел понятие морали, совести, сострадания. Его агрессия сметает все человеческое на своем пути. Он хитер, изворотлив, безжалостен. Уничтожая всех возможных соперников, не останавливается ни перед чем, чтобы добиться цели. Это энциклопедия власти, учебник державной силы, пособие по захвату трона. Шекспир безошибочно показал характер диктаторов всех времен и народов.
«Макбет», театр Ермоловой
Режиссер Олег Меньшиков
В спектакле Олега Меньшикова, где сам режиссёр исполняет заглавную роль, сочетаются современная актерская школа и хореография, костюмы, созвучные современной моде, спецэффекты, театральный свет и лаконичные декорации.
«Комедия ошибок», Et Cetera
Режиссер Роберт Стуруа
В городе Эфесе волей веселого случая или трагической судьбы, кто как расценит, сходятся: два отпрыска богатой купеческой семьи, похожих друг на друга как две капли воды, и еще пара близнецов – их слуг, тоже не отличимых друг от друга. Нелепые смешные курьезы неизбежны в сюжете, в котором действует пара близнецов, а когда их вдвое больше, то начинается настоящий фарс.
«#Сонетышекспира», театр Наций
Режиссер Тимофей Кулябин
Этот спектакль – квинтэссенция человеческого бытия, преподнесенная с трепетом и изяществом. Взгляд, которым человек окидывает прожитую жизнь и видит ее самые важные моменты. И это не глобальные события, изменившие ход жизни, а самые мелкие детали: короткие встречи, мимолетные взгляды, случайные улыбки.
«Ромео и Джульетта», Новая Опера
Режиссер Арно Бернар
Музыкальный руководитель Фабио Мастранжело
Одна из лучших опер Ш.Гуно, где главный акцент ставится не на вражду семей, а на любовную историю. У Гуно в основе драматургии – диалоги и дуэты. Ромео присутствует на сцене почти постоянно и поет во всех пяти актах.
«Гамлет», театр Ермоловой
Режиссер Валерий Саркисов
Классическое видение Шекспира с молодой звездой российского кинематографа – Александром Петровым. Отзывы спорные, но поклонникам Петрова точно понравится.