МТК.Next — лаборатория кукольного эксперимента. День 1: программа для подростков

Московский театр кукол представил результаты второй лаборатории МТК.Next. В ней всё на живую нитку: актёры сами выбирают материал и придумывают, как воплотить его на сцене, а кураторы Наталья Пахомова и Алексей Гончаренко дают рекомендации в процессе. У каждого эскиза есть возможность превратиться в полноценный спектакль. В итоге лучшие войдут в репертуар театра, а остальные точно будут показаны зрителям хотя бы один раз.

Первый день лаборатории был посвящён подростковой программе — мы увидели шесть эскизов 12+.

Источник фото: официальный сайт лаборатории

«Доклад о медузах»
Написал: Али Бенджамин
Перевела: Ольга Варшавер 
Сыграли: Екатерина Бодрова, Иван Федосеев, Анна Казарина, Сергей Арбузов

Угловатая двенадцатилетняя девочка, яростно размахивая самодельными плакатами, рассказывает со сцены, что медузы — чуть ли не величайшие враги человечества. Очень скоро становится понятно: на такую позицию у неё есть вполне серьёзные причины. Кукольность эскиза очевидна и ненавязчива: за огромным щитом из плёнки синхронно с рассказом возникает подводный мир, где танцуют большие светящиеся медузы. Из простых пакетов, крапинок краски и фонарей удалось создать параллельную реальность, а точнейшее телесное проживание сначала подростковой, а потом и медузьей пластики погружает в историю с первых же минут.

«Соня из 7 Буээ»
Написал: Алексей Олейников
Поставила: Наталья Лебедева
Нарисовала: Алла Шелимова
Сыграли: Александра Капустина, Антон Чалыш, Дмитрий Заставный

Единственный режиссёрский проект в лаборатории взялся за современную подростковую литературу с неожиданной стороны. На сцене оказались взрослые актёры: вначале они играют ничего не понимающих родителей Сони, но постепенно перевоплощаются в неё саму — девочку, вынужденную выживать в школе и говорящую мрачными стихами. Реквизитом в эскизе стали как привычные вещи (стол, набитый книгами портфель, длинная бельевая верёвка, мандарин и помада), так и тщательно прорисованные картонные фигурки. Правда, актёры сосредоточены на синхронном взаимодействии друг с другом, поэтому куклы становятся приятным дополнением ко вполне драматической и законченной зарисовке.

«С кем бы побегать»
Написал: Давид Гроссман
Перевели: Галя-Дана Зингер и Некод Зингер
Сыграли: Александр Шадрин, Оксана Ильчук

Этот эскиз — ода перевоплощению. За удивительно живой собакой из папье-маше, трёхслойной старухой, которая прямо у нас на глазах сбрасывает лица и молодеет, за костюмом чиновника и большой рукой сотрудника пиццерии и, собственно, за главным героем, который бегает между всеми, стоят всего два актёра. Полный загадок роман израильского писателя планируют и дальше воплощать в том же духе: с помощью актёрского мастерства двоих и многочисленных технических находок. Даже если читал книгу, хочется узнать, что же случится, и главное — как это проявится на сцене.

«Трэверс vs Дисней»
По мотивам фильма «Спасти мистера Бэнкса»
Сыграли: Александра Капустина, Дмитрий Заставный, Екатерина Бодрова

История о личных амбициях и переживаниях автора, который сливается со своим произведением. Писательница Памела Трэверс и мультипликатор Уолт Дисней пытаются договориться об экранизации «Мэри Поппинс». Она абсурдно придирается ко всему: к порядку слов, анимации, красному цвету — и истово требует, чтобы кино сделало всех счастливыми, как не получилось ни в книге, ни в жизни. Он пытается понять, что ею движет, но не оставляет надежды протолкнуть собственные решения. Эскиз решён в стилистике кинематографа: рамка экрана, мигающий свет, сплав живой игры и гротескно-изобразительного реквизита. Здесь снова сделана ставка на драматический театр, и в этот раз он подминает под себя кукольность, оставляя от дополненной картонной реальности едва заметные штрихи. Впрочем, воображению хватает и их, чтобы улететь вместе с героями на маленьком бумажном самолёте.

Источник фото: официальный сайт лаборатории

«Мой внутренний Элвис»
Написала: Яна Шерер
Перевела: Дарья Вильке
Сыграли: Оксана Ильчук, Александр Шадрин

Ещё одна работа сложившегося в рамках лаборатории творческого дуэта, и снова с опорой на современную прозу. Центром притяжения в эскизе становится огромная, больше человеческого роста виниловая (конечно, картонная) пластинка, которая превращается то в телевизор, то в стол, то в качающийся на дороге автомобиль. В эскизе действуют и куклы, и тени, и живые актёры — сбалансированный театральный микс. Ну а когда из-за пластинки выходит почти настоящий Элвис с гитарой, даже фальшивое пение меркнет перед его привлекательностью для главной героини — закомплексованной девочки, которая мечтает увидеть своего кумира вживую. Правда, одно из ключевых художественных решений — костюм, визуально увеличивающий главную героиню и намекающий на её социальную несостоятельность — похоже, только мешает образу и не считывается самыми юными зрителями: фэтшейминг нынче не в моде. Судя по зарисовке, у спектакля есть потенциал развиваться в очень разных направлениях. Остаётся только предполагать, к какому конечному результату приведёт творческий путь.

«Устрицы»
Написал: Антон Павлович Чехов
Сыграли: Дмитрий Заставный, Екатерина Бодрова, Анна Казарина, Александр Шадрин

Феерическое воплощение чеховского рассказа в современной интерактивной стилистике. Эскиз ломает четвёртую стену сразу несколькими ударами: сидящих в первом ряду лихо превращают в участников кулинарного шоу и приглашают друг за другом на сцену; оставшиеся зрители слушаются табличек «Аплодисменты» и «Удивление»; оператор бегает с камерой. Но художественность не теряется на фоне коллективной игры: чеховский текст оказывается воспоминаниями ведущего шоу, крутого шеф-повара, который то и дело вступает в контакт с тенями своих воспоминаний — конечно, в буквальном смысле. После эскиза в воздухе повисает запах натёртого лимона и флёр неоконченной трагикомедии, с которой хочется соприкоснуться до конца.

URL List