Авторские театры чаще прочих решаются на эксперименты, связанные с не репертуарными мероприятиями. Так сказать, для души. Эксклюзив для тех, кто любит все, что происходит на данной конкретной сцене.
В Театре на Юго-Западе 14 октября прошла читка пьесы очень талантливого современного писателя и драматурга Аркадия Крумера «Слишком сумасшедшие похороны». Автор определил жанр этого произведения, как феерическую трагикомедию о том, как в одном провинциальном городе решили устроить «Аллею дружбы народов» на местном кладбище. Для полного комплекта народностей не хватило только лица еврейской национальности. Такую честь было решено предоставить недавно усопшему директору городского банно-прачечного комбината. Родственников, одержимых самыми фантастическими желаниями и идеями, у бывшего начальника оказалось немало. Они яростно закрутили историю, полную умопомрачительной дурости и маразма, как ни удивительно, извечно совместимых с нашей действительностью.
Есть в этом фарсе гоголевские мотивы, отсылки к Зощенко и многим другим бессмертным классикам. Определить время действия удается далеко не сразу: то ли Советский союз, то ли девяностые, но, увы, это наши дни, несмотря на то, что именно дружбой народов сейчас мало кто озабочен. В чести патриотизм и прочие ценности. Тем не менее, под эгидой всегда актуальной дружбы народов в многонациональном государстве можно вскрыть такие глубины человеческих характеров, взаимоотношений, глупости, убожества и коррупции, что только держись!
Пьеса получилась, действительно, сумасшедшей. Выслушать массированное количество слов и информации в течении двух с лишним часов нон-стоп было бы, наверное, затруднительно, если бы актер, режиссер и худрук театра Олег Леушин не взялся за это с любовью и не устроил ныне редкое зрелище под названием «театр одного актера».
Это был настоящий театр, в самом классическом понимании слова. Бенефис человека, который отдал сцене не только годы, а всего себя целиком.
Пьеса густо населена персонажами разных полов, национальностей и социальной принадлежности. Не просто прочитать, а в полном объеме показать каждого, рельефно преподнести характер, учитывая особенности речи и даже телосложения — это высочайший класс мастерства. Когда на сцене не за чем и не за кем спрятаться, когда из декораций — только сколоченные из досок столы и ни одного партнера, кроме самого себя, то степень ответственности перед зрителем вырастает до небес. Выход один: чтобы доставить удовольствие другим, необходимо самому получить его от работы. Радость и ирония, с которыми Олег Леушин читал, вернее, создавал из ничего, из воздуха пьесы, многочисленные образы, завораживали настолько, что зал следовал за сиюминутными перевоплощениями артиста, как музыканты за палочкой дирижера. Оказывается, просто внимать чтению можно, сопереживая не менее, чем полноценному спектаклю. Многофигурное зрелище актер создает соло, мастерски перестраиваясь от фразы к фразе в разные образы, рождая на сцене истинное таинство искусства. Легкость, с которой это делает Олег Леушин впечатляет сама по себе, порой затмевая сложные и неожиданные ракурсы пьесы.
Замечателен тот самый пресловутый осадок, который остается после просмотра: у темы дружбы народов — выразительный советский привкус, но под этим соусом подаются множественные раздражающие проблемы не только прошлой, но и сегодняшней жизни. К самой же дружбе народов нет ровным счетом никаких претензий. Мы успели так крепко впитать ее в гены, что насовсем похоронить это явление никому не удается. И только поэтому наше общество лишено очень многих неприятностей, которыми сейчас мучаются общества более продвинутые. Хотя, в чем продвинутые — это уже вопрос из другой пьесы.